Марийские традиционные костюмы

04.05.2022 | 3287 просмотра(ов)

Красив и богат традиционный марийский костюм. Оформившись в древности, он на протяжении веков обогащался и видоизменялся, отвечая эстетическим представлениям народа. В народном костюме воплотились представления об идеальном облике человека, его взаимосвязи с природой, окружающей средой, сельским сообществом, а также традиционные религиозные верования.

На выставке представлены народные костюмы Моркинского, Медведевского и Сернурского районов от РОО «Центр марийской вышивки».

Звенигово-моркинский (южный) вариант женского костюма распространён среди луговых мари Моркинского, Волжского, Звениговского районов республики. Составными частями этого костюма были: рубаха туникообразного кроя с центральным грудным разрезом, женский головной убор, состоящий из шарпана и нашмака. У данной подгруппы традиционная женская рубаха отличалась наиболее богатой орнаментацией. Вышивка располагалась как на груди (мелтÿр), концах рукавов (шокш мучко тÿр), подоле (урвалтйыр тÿр), так и вдоль рукавов (шокшмучаш тÿр), на уровне груди (пӧштÿр), на спине (тупйыр тÿр), орнаментировали также продольные швы рубахи (ургыш воктен тÿр). Для орнаментации марийки использовали красную шерстяную пряжу. Отделка рубах лентами, тесьмой, как и расположение вышивки, определялась давними традициями. Головной убор шарпан полностью закрывал шею, затылок и косу.

Женский праздничный костюм Медведевского района выделяется на фоне других. Его особенностью является передник чёрного цвета, притом что обычным для одежды мари был белый цвет. Чёрные передники – большая редкость в марийских деревнях, и так как одежда раньше определяла местность проживания, а также социальный статус, то чёрный передник носила не каждая женщина и не во всякой местности.

Рубаха мужского марийского костюма обязательно украшалась нагрудной вышивкой. Цветовая гамма традиционной вышивки сохранена в сочетаниях бордового и чёрного цветов. Пояс, замыкаясь в кольцо, символизировал солнце. В названиях орнаментов отражено предназначение оберега для определённого участка тела мужчины: мелтÿр (нагрудный, оберег сердца), туптÿр (спинной, оберег позвоночника), шокштÿр (рукав, оберег пульса), урвалтыштÿр и орма (орнаменты, расположенные на нижнем крае рубахи – обереги мужской силы). Зимой мужчины носили шапку (упш) с овчинным околышем и суконным верхом. Для пошива головного убора использовали шкуры домашних и диких животных. Сегодня белую шапку мужчины надевают на моления в роще, когда у священного дерева (онапу) обращаются к Великому Белому Богу (Ош Кугу Юмо).

В женском свадебном костюме Сернурского района в ХХ веке прочно закрепились фабричные платки с кистями и без них. В состав свадебной одежды невесты и участниц свадебной церемонии входили: приталенный зелёный кафтан из тонкого фабричного сукна с тремя клиньями по бокам (ужар посто сывын), суконная красная шапка с четырёхугольным верхом и с опушкой из лисьего меха (рывыж упш), вышитые набедренные подвески (сÿан солык) и полный набор украшений.

Увидеть вживую эти костюмы вы можете в отделе национальной, краеведческой литературы библиотеки имени С. Г. Чавайна.

 

Использованная литература:

  1. Марийский костюм. – Йошкар-Ола, 2020. – 383 с.: ил.
  2. Жить по солнышку: костюм сернурских мари. – Йошкар-Ола, 2021. – 171 с.: ил.

 

Информацию подготовила библиотекарь отдела национальной, краеведческой литературы и библиографии А. В. Иванова

Русский