А У НАС НОВИНКИ! Отдел литературы по искусству

11.04.2022 | 946 просмотра(ов)

Когда берёшь в руки новую книгу, то словно на миг застываешь
перед бумажным тайником. Что там, под обложкой?

(Надея Ясминска, белорусская писательница)

Недавно фонды Национальной библиотеки имени С. Г. Чавайна пополнились большим количеством новых книг. Мы продолжаем знакомить вас с изданиями по искусству.

Хук, Ф. Завтрак у Sotheby’s. Мир искусства от А до Я / Филип Хук . – Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2021. – 416 с.

«Завтрак у Sotheby’s» – остроумное исследование феномена искусства, его эстетической ценности и коммерческой цены. Филипп Хук является искусствоведом, сотрудником аукционного дома «Сотби». Что сколько стоит? Почему произведение становится «иконой»? Кто из художников сумел создать собственный бренд? Можно ли уберечься от подделок? Как украли «Мону Лизу»?  Отвечая на эти и другие вопросы, автор описывает закулисную жизнь современного арт-рынка, раскрывает его секреты, рассуждает о причудах аукционной моды, рассказывает о громких похищениях, гениальных подделках и рекордсменах продаж. Книга «Завтрак у Sotheby’s» является редким примером невероятно увлекательного повествования об искусстве.

 

Семенова, Н. Ю. Московские коллекционеры : С. И. Щукин, И. А. Морозов, И. С. Остроухов: три судьбы, три истории увлечений / Наталия Семенова. – Москва : Молодая гвардия, 2019. – 439 с.

Главных персонажей в книге трое: коммерсант Сергей Щукин, дерзкий новатор, не боявшийся эпатировать московскую публику; миллионер Иван Морозов, которого в Париже называли «русский, который не торгуется» и темпераментный Илья Остроухов, который по профессии был художником, а по призванию – собирателем и музеестроителем.

Книга интересна не только тем, что позволяет проследить историю значимых собраний, но ещё и тем, что показывает нам совершенно разных – и внешне, и по темпераменту, и по подходу к делу – людей, объединённых одной и той же страстью. Так, Иван Абрамович Морозов прислушивался к мнению художников, «планировал» музей как опытный куратор и был готов ждать вожделенную картину годами и специально оставлял для неё свободное место на стене. Сергей Иванович Щукин картины выбирал только сам, утверждая: «С картиной жить надо, чтобы понять её. Год надо жить по меньшей мере. У меня самого бывает: иного художника несколько лет не признаёшь. Потом открываются глаза». Илья Семёнович Остроухов был фигурой несколько иной. В отличие от тех, кто увлёкся коллекционированием в зрелом возрасте, у него тяга к этому была в крови.

 

Дыхание камня : мир фильмов Андрея Звягинцева. – 3-е изд. – Москва : Новое лит. обозрение, 2019. – 456 с.

Дебютная лента Андрея Звягинцева «Возвращение» (2003 г.) мгновенно вписала никому не известное имя режиссёра в историю большого мирового кино.  Она завоевала более 30 наград на международных и российских фестивалях, бесчисленные награды за лучшую режиссёрскую, операторскую и актёрскую работы. Второй фильм Андрея Звягинцева – «Изгнание» – в 2007 году участвовал в конкурсной программе Каннского кинофестиваля, где был отмечен призом за лучшую мужскую роль. До этого никто из наших актёров не награждался в Каннах за лучшую роль. Прошло четыре года, и новая картина режиссёра «Елена» попала во второй по значимости каннский конкурс «Особый взгляд». Картину показывали на церемонии закрытия и присудили Специальный приз жюри. Создавалось впечатление, что Звягинцев не способен уехать с фестиваля без награды.

Данный сборник – первая попытка начать разговор об особой кинематографической эстетике фильмов Звягинцева. Здесь представлены работы критиков и эстетиков кино, аспирантов вузов, посвящённые анализу фильмов режиссёра и другие материалы.

 

Оделл, К. Студия Ghibli : творчество Хаяо Миядзаки и Исао Такахаты / Колин Оделл, Мишель Ле Блан. – Москва : Эксмо, 2021. – 240 с.

Это первое издание на русском языке, в котором рассказана история японской анимационной студии Ghibli, а также биографии их легендарных создателей. Анимационные фильмы Хаяо Миядзаки и Исао Такахаты – «Принцесса Мононоке», «Унесённые призраками», «Могила светлячков», «Ходячий замок» и другие – являются шедеврами мировой мультипликации. На логотипе студии (как и на обложке книги) изображён персонаж по имени Тоторо, гигантский кошачий дух из аниме-фильма «Мой сосед Тоторо».

Страницы этой книги, впитавшие в себя всю магию волшебных миров студии Ghibli, позволят вам увидеть эти фильмы такими, какими вы не видели их прежде. Поэтому скорее садитесь на параплан Навсикаи, чтобы отправиться в путь: промчаться мимо небесного замка Лапуты, догнать Кики, летящую на своей метле, с высоты птичьего полета посмотреть на японские леса и урбанистические пейзажи, услышать шум крепчающего ветра.

 

Шлионская, И. Мистическое искусство : скрытые смыслы и спорные теории / Ирина Шлионская. –  Москва : АСТ, 2021. – 352 с.

Автор данной книги стремилась не столько описать как можно больше творческих судеб художников-мистиков или картин, скульптур, архитектурных сооружений, связанных с мистикой, но прежде всего, дать читателям представление о том, каким образом искусство взаимодействует с остальным миром через мистическую символику и явления.

В книге рассказывается о художниках «не от мира сего», визионерах, которые обладали способностями заглядывать в другие пространственно-временные измерения, о тайных символах и посланиях на картинах великих художников, о проклятых полотнах, загадочных свойствах скульптур, о кукольной магии, о шифрах в архитектурных объектах.

 

Информация подготовлена ведущим библиотекарем отдела литературы по искусству О. Л. Пушкиной

Русский