КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ: Юрий Григорович

30.01.2022 | 969 просмотра(ов)

Юрий Григорович : [фотоальбом] / [сост. и текст А. П. Демидова ; фот. А. А. Макарова, В. В. Пчелкина, Г. Ф. Соловьева]. – Москва : Планета, 1987. – 267 с. : ил.

История русского балета второй половины XX века неразрывно связана с именем Юрия Григоровича. На первый взгляд, творческая судьба этого блестящего балетмейстера выглядит безоблачной.

Он с видимой лёгкостью добивался известности, получал премии и ордена. Триумфальные постановки в Москве и за рубежом, счастливый творческий и семейный союз с балериной Натальей Бессмертновой. Но перечень этих достижений не отражает скрывающейся за ним истинной жизни мастера, в которой был кропотливый труд и мучительные поиски, разочарования и невоплощенные замыслы. Книга-альбом ярко и красочно иллюстрирует страницы творческой биографии великого хореографа.

Юрий Григорович родился 2 января 1927 года в потомственной балетной семье. Еще ребенком он мечтал стать хореографом – сочинял балеты на сюжеты любимых книг. Окончив в 1947 году Ленинградское хореографическое училище, Григорович в течение пятнадцати лет выступал на сцене и имел репутацию талантливого характерного танцовщика. Но мечта о профессии балетмейстера не давала ему покоя. Первые спектакли, созданные им, адресовались детям, и ставились в Ленинградском Доме культуры имени А. М. Горького почти сразу после окончания хореографического училища.

Подлинный успех пришёл лишь в 1957 году после постановки на сцене Кировского театра балета «Каменный цветок» на музыку Сергея Прокофьева. Этот экспериментальный спектакль всколыхнул творческую атмосферу театра, дал возможность проявить себя молодым артистам. О Григоровиче заговорили как о мастере, который сможет найти выход из творческого кризиса, в котором в то время находилась советская хореография сталинского образца. Однако следующий свой балет мастер поставил лишь через четыре года.

Это была «Легенда о любви» (композитор Ариф Меликов). В основу либретто положена пьеса турецкого писателя Назыма Хикмета, возродившая древнее восточное сказание о любви художника Ферхада и принцессы Шерин. Через взаимоотношения Ферхада, влюблённой в него царицы Мехменэ Бану и её сестры Ширин, Григорович раскрывал внутренний мир героев спектакля. Тема личного счастья уступала место долгу. Столкновение любви и долга передавалось на сцене средствами хореографии: монологами, дуэтами адажио. В постановке хореограф использовал восточную стилизацию: финалы всех эпизодов спектакля напоминают старинные персидские миниатюры. Казалось бы, Кировский театр должен был дать возможность развиваться таланту балетмейстера, однако руководство выражало недовольно его нововведениями. Перспектив для себя в Ленинграде Григорович не видел и круто изменил свою жизнь, уехав в Новосибирск, где имел возможность ставить спектакли. В Новосибирском театре балетмейстер работал около двух лет.

В 1963 году Юрия Григоровича пригласили в Москву для постановки балета «Спящая красавица». Так началась его работа в Большом театре. Спустя год он стал руководителем балетной труппы театра, получив возможность реализовать заветные творческие замыслы. В 1968 году состоялась премьера триумфального творения Григоровича – балета «Спартак». В центре композиции спектакля два героя, две противоборствующие силы – Спартак и Красс, Рим рабов и Рим властителей. Пластические раздумья-монологи позволяют понять психологическое состояние героев. Кордебалет выражает посредством танца основные события тех далёких времён: стальную поступь легионеров Красса, воплощающих непреодолимость вселенского зла, героический пафос танцев воинов Спартака и прощание с вождём, которое воспринималось как мировая скорбь по несбывшейся мечте. Побеждённый Спартак одерживает духовную победу, а в торжестве Красса-победителя ощущается его будущая неотвратимая гибель. Балет «Спартак» - выдающееся произведение постановщика Юрия Григоровича, композитора Арама Хачатуряна и художника Симона Вирсаладзе вот уже более пятидесяти лет пользуется мировым успехом.

За годы служения в Большом театре Григорович поставил 90 балетов, среди них: «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Золотой век», «Иван Грозный». Гениальный художник Григорович стал новатором балетной сцены. Отойдя от бытовых и реалистических спектаклей, которые ставили советские балетмейстеры, он отдал предпочтение балету с ярким романтическим характером. Его спектаклям свойственно сочетание классической хореографии со сложными симфоническими формами в музыке. Герой балетов Григоровича – незаурядная личность, борец за высшие человеческие идеалы. Лебединые крылья, царские одежды и рыцарские доспехи танцоров – это только приметы времени исторического сюжета постановок. Главное в них – борьба добра и зла, ангелов и демонов, света и мрака. Постановки Ю. Григоровича - одна из самых замечательных страниц истории отечественного балета XX века. В направлении, заданном в русской хореографии Ш. Дидло и М. Петипа, творчество Ю. Григоровича стало завершающим этапом, от которого начинается эпоха балета XXI века.

Информация подготовлена главным библиотекарем отдела литературы по искусству О. А. Сокольниковой.

Русский