Все мои мысли, все мои желания клонят к тому,
чтобы… своих единоплеменцев повлечь за собой.
Будет уже жить им в невежестве!
Спиридон Михайлов
Эти слова взяты из письма, написанного С. М. Михайловым своему покровителю, крупному учёному, редактору газеты «Казанские губернские ведомости» А. И. Артьемеву 16 января 1852 года. В них выражена цель жизни учёного Спиридона Михайловича Михайлова.
28 декабря 2021 года исполняется 200 лет со дня рождения талантливого исследователя, этнографа, историка, географа, фольклориста, просветителя, писателя С. М. Михайлова, оставившего богатое научное наследие по истории и этнографии русского, марийского и чувашского народов.
Просветительская деятельность Спиридона Михайловича была продиктована развернувшимся в стране прогрессивным общественным и педагогическим движением, стремлением просветителя помочь своему народу в улучшении его жизни путём распространения грамотности.
Спиридон Михайлов родился в деревне Юнги-Ядриной, в околотке Юнга-бось (Вершина речки Юнги) Козьмодемьянского уезда Казанской губернии (ныне Моргаушского района Чувашской Республики). Родителями его были государственные крестьяне из чуваш Михаил Семёнов и Степанида Николаева, которые кроме родного чувашского языка владели русским и марийским языками. Нелегко жилось большой семье Михайловых. Они испытывали все трудности казённых крестьян-чуваш: малоземелье, нищету, произвол и бесчинство местных властей. В семье было пять сыновей и четыре дочери. Спиридон был третьим сыном. В семилетнем возрасте мальчика взял на содержание и воспитание козьмодемьянский купец Т. Ф. Михеев. Здесь, в доме купца, Михайлов выучился грамоте и получил хорошее воспитание. Он имел возможность продолжить своё образование, так как отличался живым умом, тягой к знаниям и завидным прилежанием. Но его благодетель умер, и в 13 лет Спиридону пришлось окунуться в трудовую жизнь. Начинал он помощником писаря в волостных правлениях Козьмодемьянского и Ядринского уездов. В 1839-1841 годах Михайлов служил под началом станового пристава А. В. Писарева, который в Отечественную войну 1812 года служил в походной канцелярии императора Александра I. В конце 1841 года Писарев «по домашним обстоятельствам» уехал в Петербург. Спиридон, как образованный человек, в совершенстве владеющий русским, марийским и чувашским языками, тоже меняет место службы и в начале 1842 года поступает переводчиком и «письмоводителем» (делопроизводителем) на службу в Козьмодемьянский земский суд – основной административный орган уезда. Здесь он проработал 19 лет – до конца своей жизни.
Как государственный служащий, С. М. Михайлов изнутри видел пороки местных органов власти. Он писал, что они плохо управляют народом, а чтобы вернуть к ним уважение и доверие, надо искоренять коррупцию, исправлять нравы чиновников. Главным в его жизни была просветительская деятельность – распространение грамотности, борьба за открытие школ для марийских и чувашских детей, улучшение состояния просвещения среди народов Поволжья, развитие литературы, исследование истории, этнографии марийцев, чувашей и русских.
В разделе «Степень образованности» статьи «Статистические очерки Козьмодемьянского уезда» (1854), отдельно напечатанной в газете «Казанские губернские ведомости», С. М. Михайлов подверг острой критике состояние начального обучения. «В 1850 году в уезде проживало 73 846 человек, из них грамотных людей было всего 770 человек, что составляло 1%. Для крестьян действовали лишь 7 приходских училищ, в них обучалось только 198 детей, в том числе 11 девочек», – писал он. Говоря о постановке обучения в них, Михайлов отметил, что «большая часть наставников не занимается как должно своими учениками, другие по целому месяцу не бывают в школах». Автор выступал за то, чтобы не доверять священникам работу в качестве наставников приходских училищ, так как «они числятся наставниками для одного лишь жалования».
Своими статьями и выступлениями Спиридон Михайлович постоянно будоражил власти и общественность вопросами открытия новых школ. Большой интерес представляли его предложения о создании центральных школ для обучения марийских и чувашских детей Козьмодемьянского уезда. Такими школами он хотел сделать Чермышевскую – для марийцев, Ишаковскую – для чувашей. Его старания сыграли свою роль в открытии школ не только в селениях Ишаки, Чемеево, Юнги-Ядриной, но и в ряде других деревень, населённых марийцами и чувашами.
Особого внимания заслуживает трактат С. Михайлова «О сельских приходских училищах и об успехе учения в них инородческих детей» (1857), написанный по заданию центральных научных учреждений. Рукопись была представлена в Русское географическое общество, откуда затем перенаправлена в Министерство народного просвещения. Положения этого труда были использованы в статье «К вопросу об устройстве учения для инородческих детей Казанского учебного округа», опубликованной в «Журнале Министерства народного просвещения» в апреле 1867 года.
Своими настойчивыми усилиями Спиридон Михайлович заложил зачатки грамотности среди чувашей. «Педагогическая энциклопедия» называет его не только первым просветителем чувашского народа, но и первым исследователем чувашской народной педагогики.
Рассматривая проблемы воспитания патриотизма у молодёжи, С. Михайлов высоко ценил роль ознакомления молодых людей с героическим прошлым своего народа. Воспитание патриотизма он тесно связывал с воспитанием дружбы между народами. С. М. Михайлов с любовью собирал произведения устного творчества о дружбе народов. Получивший образование в русской школе, он хорошо понимал, что только при содействии русских людей, прежде всего передовых русских учёных, он смог стать учёным и писателем. Дружба между чувашскими и марийскими народами ему была так дорога, что он даже в печати выступал от имени чувашей и марийцев. «Из миллиона чуваш и черемис я первый писатель в России. Следует и из них кому-нибудь писать для общей пользы», – с гордостью заявил С. Михайлов.
Важное место в воспитании подрастающего поколения Спиридон Михайлович отводил литературе. Он не только собирал сказки, песни, пословицы и поговорки, загадки, но и сам был автором первых чувашских стихотворений и песен для детей. Одна из песен «Постой, постой, синица» с 1873 года прочно вошла в буквари и школьные книги для чтения как классическое сочинение для детей в духе народных традиций. Литературные труды С. М. Михайлова послужили вдохновляющим примером для передовых представителей чувашской интеллигенции в борьбе за создание чувашской письменности и национальных художественных произведений.
Как этнограф С. М. Михайлов оставил ценное наследство. Любил он беседовать со старожилами, долго собирал материалы для первой статьи «О пребывании в городе в Козьмодемьянске государь-императора Павла Петровича» (1852). Он в подробностях изучал быт и народные обычаи козьмодемьянских жителей – их пищу, занятия и привычки, даже такие стороны жизни, как музыка, песни и танцы. В своих «Трудах по этнографии и истории русского, чувашского и черемисского народов» (1854) Спиридон Михайлович показал быт горожан и сельских жителей, русских и марийцев.
Михайлов знал и описывал топографию современного ему Козьмодемьянска, состав населения города и занятия его жителей, их речь, одежду и обряды. В течение июля – декабря 1853 года в 12 номерах «Казанских губернских ведомостей» печаталось «Статистическое описание Козьмодемьянского уезда за 1852 год», содержащее разносторонние сведения об уезде (природно-географические условия, климат, жизнь, быт, обычаи местного населения). Заметки и наблюдения С. М. Михайлова в 50-е годы XIX века публиковали различные издания Казани, Москвы и Петербурга. Труды Михайлова были приняты учёным сообществом России – в 1854 году Спиридона Михайловича приняли в члены Русского географического общества, а в 1856 году он стал членом-корреспондентом Казанского губернского статистического комитета. В 1859 году Русское географическое общество наградило его Большой серебряной медалью.
В жизни и деятельности Спиридона Михайловича сопровождала его супруга Екатерина Петровна Лукина. Своих детей у них не было, однако воспитывали приёмную дочь от старшей сестры Екатерины Петровны Феодосию.
В расцвете творческих сил жизнь С. М. Михайлова внезапно оборвалась, это случилось 15 (27) января 1861 года. Похоронили Спиридона Михайловича на городском кладбище уездного города Козьмодемьянска, где прошла его недолгая, но яркая жизнь. Супруга Спиридона Михайловича Екатерина Петровна пережила мужа ровно на 10 лет.
Краеведческий вклад С. М. Михайлова бесценен. Без его очерков невозможно представить, каким был Козьмодемьянск в первой половине XIX столетия. Его этнографические труды – богатейший источник для учёных.
Труды Михайлова переиздавались в 1972 и 2004 годах. Именем Михайлова названа одна из улиц Козьмодемьянска в 1966 году. Также его имя присвоено Юнгинской средней школе Моргаушского района Чувашии, улице в городе Чебоксары.
В исторической памяти чувашского и марийского народов деятельность С. М. Михайлова осталась как пример беззаветного служения Отечеству, людям, родному краю.
При подготовке материала использована статья «Козьмодемьянский просветитель» П. Айгишева, опубликованная в газете «Восход» за 23 сентября 2016 года.
По данной теме можно также прочитать следующую литературу:
Айгишев П. Козьмодемьянский просветитель / Петр Айгишев // Восход. – 2016. – 23 сент. – С. 5.
Востриков В. Г. Михайлов Спиридон Михайлович / В. Г. Востриков // История Марийского края в лицах XIV – начало XX веков : историко-биографические очерки. – Йошкар-Ола, 2012. – С. 169-171.
Егоров Д. Е. С. М. Михайлов как просветитель и исследователь народной педагогики / Д. Е. Егоров // Марийский археографический вестник : научно-практический ежегодник. – Йошкар-Ола, 1997. – № 7. – С. 29-34.
Егоров Д. Е. Спиридон Михайлов : [историко-педагогический очерк] / Д. Е. Егоров. – Чебоксары, 1968. – 96 с.
Михайлов С. М. Труды по этнографии и истории русского, чувашского и марийского народов / С. М. Михайлов. – Чебоксары, 1972. – С. 3-15.
А. Н. Булыгина и Е. Г. Петрова, библиотекари отдела национальной и краеведческой литературы
- 2226 просмотров