НОВОСТНАЯ ПЯТНИЦА: Уик-энд среди звёзд

22.10.2021 | 838 просмотра(ов)

Вы замечали, что фантазии и идеи фантастов имеют тенденцию через несколько десятилетий или столетий становиться реальностью?

В 1921 году Алексей Толстой писал роман «Аэлита», в котором инженер строит ракету и улетает с воюющей Земли. В том же году Андрей Платонов опубликовал «Лунную бомбу» об инженере, улетевшем в космос с помощью центробежной катапульты. Сто лет спустя эти сюжеты стали воплощаться в жизнь.

Летом 2021 года в космос на собственных кораблях отправились сразу два миллиардера: основатель Virgin Group Ричард Брэнсон и богатейший человек мира Джеффри Безос, основатель Amazon.com. Хотя их полёты были короткими суборбитальными прыжками, они стали знаковыми для всех, кто мечтает отправиться в космос.

По меркам большой космонавтики такие полёты – детская забава. Однако у Брэнсона ещё десять лет назад купили сотни билетов по 250 тысяч долларов, а теперь, по неофициальным данным, цена вырастет почти вдвое. У Безоса в течение двух дней после полёта было продано билетов на 100 миллионов долларов.

Уже понятно: отправиться в космос – теперь лишь вопрос денег, хотя и больших. На туристические полёты скептически посматривают даже многие профессионалы от космонавтики. Но существует и такое мнение, что именно космический туризм может вдохнуть жизнь в пилотируемую космонавтику, которая вот уже 60 лет существует больше для престижа, чем для пользы дела.

Учёные сетуют, что космонавты отнимают средства у более продуктивных с точки зрения науки автоматов – межпланетных станций, космических телескопов, метеоспутников. И всё же правительства решили выхаживать пилотируемую космонавтику, вершиной которой стала МКС – крупнейший в истории проект стоимостью более 150 миллиардов долларов. Расходы поистине космические.

Как только допустили рыночную конкуренцию в космической отрасли, Илон Маск реализовал повторное использование ступеней своих ракет, снизив себестоимость запусков втрое. Это можно было сделать лет сорок назад, но никто не был заинтересован. Маск создаёт колоссальный многоразовый Starship не только ради полуфантастических планов освоения Марса. Тяжёлые ракеты снижают стоимость вывода на орбиту. Снижение стоимости вывода даже до сотен долларов с соответствующим ростом трафика кардинально изменит пилотируемую космонавтику. Вместо нескольких человек при тех же затратах на орбите сможет жить около тысячи. Чем они будут заниматься?

Космический отель – первый и самый очевидный бизнес, который должен появиться на орбите. Очередь из желающих слетать на МКС стоит даже при цене в десятки миллионов. А она может снизиться до цены сегодняшнего суборбитального полёта. Многие выложат миллион, чтобы пожить на космической станции и опробовать всевозможные аттракционы – от спортивных игр в невесомости до выхода в открытый космос, а также познакомиться с работой технологических и научных команд.

Далее в невесомости можно организовать киностудию. Хотя в фильмах обычно неплохо удаётся создавать иллюзию невесомости, но у таких эффектов есть ограничения. При кинобюджетах в сотни миллионов может оказаться рентабельным отправить актёров и операторов на орбиту.

Очевиден и рекламный потенциал космического города. Его станет посещать состоятельная публика, оттуда постоянно будут идти видеотрансляции. Компании могут проводить там презентации, снимать рекламные ролики, разыгрывать туры для победителей промолотерей.

Именно индустрия туризма и развлечений неожиданно может оказаться мощным стимулом для развития пилотируемой космонавтики, и уже за ней потянутся другие направления, которые станут экономически оправданными в условиях активного космического трафика.

Вот такие идеи развития пилотируемой космонавтики и распространения космического туризма излагает Александр Сергеев в журнале «Вокруг света» (№ 10 за 2021 год).

 

Информацию подготовила Н. Н. Смирнова, главный библиотекарь отдела периодических изданий.

 

Русский