В 2021 году исполняется 120 лет с тех пор, как Нобелевская премия была вручена впервые. Мы продолжаем цикл публикаций, посвященных самой престижной в мире награде.
В 1914 году из-за начавшейся Первой мировой войны Нобелевская премия не присуждалась, хотя были выдвинуты 24 кандидата.
В 1915 году премию присудили французскому писателю Ромену Роллану (1866-1944), прежде всего за роман «Жан-Кристоф», но вручили ее лишь спустя год, в 1916-м, всё по той же причине – шла война…
Шведские академики сформулировали заслуги французского писателя перед человечеством так: «За высокий идеализм художественных произведений, за сочувствие и любовь к истине».
Родился Ромен Роллан в местечке Кламси на юге Франции, в семье потомственного нотариуса. От матери унаследовал любовь к музыке, мечтал стать пианистом. Играл на фортепиано с раннего детства. Серьезно занимался музыкой и в студенческие годы. Любимыми композиторами были Бетховен и Вагнер.
Когда Ромену исполнилось 14 лет, семья переехала в Париж, чтобы дать сыну достойное образование. Здесь он окончил лицей и поступил в Высшую педагогическую школу – ныне одно из лучших учебных заведений Франции.
Получив образование историка, Роллан в 1889 году отправился на стажировку в Рим, где провел 2 года, жадно получая итальянские впечатления, изучая изобразительное искусство Ренессанса, а также жизнь и творчество великих итальянских композиторов.
Поначалу Ромен Роллан выбрал для себя стезю музыкального историка, где вполне преуспел. Вернувшись во Францию, он защитил диссертацию на тему «Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе» и получил звание профессора истории музыки. После чего заведовал в Сорбонне кафедрой музыковедения, созданной специально для него. Роллан увлеченно занимался наукой, написал множество работ по истории музыки.
Но судьба направила его по другому пути – творческому. К 30-ти годам Роллан осознал, что истинное его призвание – литература. И начал писать. Любопытно, что в своих литературных произведениях он неизменно обращался к музыке.
Первым серьезным трудом Ромена Роллана считается «Жизнь Бетховена» (1903), которая вместе с последующими биографиями «Жизнь Микеланджело» (1907) и «Жизнь Толстого» (1911) составила цикл «Героические жизни». Этими биографическими произведениями Роллан утверждал, что отныне герои времени – не полководцы и политики, а люди искусства.
Наиболее известное произведение Ромена Роллана – роман «Жан-Кристоф», состоящий из 10 книг. Он выходил в свет с 1904 по 1912 годы и принес автору мировую славу.
Роман – история жизни гениального музыканта, прообразом которого послужил боготворимый писателем Бетховен. Действие, однако, происходит в первом десятилетии ХХ века. Мысли из этого романа звучат невероятно современно даже сейчас, спустя столетие.
Повесть «Кола Брюньон» - ещё одно замечательное произведение Роллана. Оно проникнуто страстной любовью к жизни во всех ее проявлениях. Главный герой, никогда не унывающий весельчак и балагур Кола Брюньон, обладает редким даром. Он умеет получать удовольствие от всего, что делает, наслаждается трудом, творчеством, вином, едой… Резчик по дереву и истинный художник, Кола Брюньон ненавидит серость и пошлость. Он делает мебель, украшая ее замысловатыми узорами. Каждое его изделие – настоящее произведение искусства. Чувство юмора и философское отношение к жизни помогают ему пережить все невзгоды и трудности.
Ромен Роллан на протяжении всей жизни был крепко связан с Россией. Он активно переписывался со Львом Толстым, с 20-х годов общался с Максимом Горьким.
В 1935 году французский писатель по приглашению приехал в Москву, посетил Кремль, встретился и беседовал со Сталиным.
Однако после возвращения во Францию Роллан начал получать известия о жестоких репрессиях в Советском Союзе. Он неоднократно писал Сталину и другим высоким чинам страны Советов, пытаясь вступиться за репрессированных, но ответа не получил.
Интересна история второго брака Ромена Роллана. Связана она с именем русской княгини Марии Кудашевой. А начался их роман с письма русской поклонницы французскому гению.
Марию Кудашеву с детства называли Майей. Девушка была хорошо образована, зачитывалась книгами талантливых современников, тонко чувствовала поэзию, сама писала стихи на русском и французском языках, занималась переводами. Майя вращалась в кругах поэтической богемы, дружила со многими поэтами «серебряного века», в том числе и с сестрами Цветаевыми. У них с Мариной даже были одинаковые прически «под пажа».
Как-то Максимилиан Волошин посоветовал Майе написать письма тем авторам, которых она с упоением читала и о произведениях которых имела свое, очень яркое, мнение. Майя так и сделала. Написала Бернарду Шоу, Герберту Уэллсу и Ромену Роллану. Ответил только Роллан. Видимо, его поразило трогательное, взволнованное письмо русской поклонницы, написанное на прекрасном французском языке, где она выражала свое восхищение книгой «Жан-Кристоф».
Роллан и Майя долго переписывались, обменивались мыслями о жизни и впечатлениями о прочитанном. Поначалу в их письмах не было ни слова о любви. Но постепенно общение перешло на новый уровень: восторги Майи были направлены уже не столько на произведения Роллана, сколько на личность самого автора. Они так привыкли общаться друг с другом, что дело дошло и до объяснений в любви, и до свадьбы (1934), и до семейной жизни.
Писатель, утверждают биографы, в жизни был очень тихим человеком. Майя, наоборот, фонтанировала энергией. Она наполняла жизнь Роллана особым светом и смыслом, а он, по его признанию, «словно подзаряжался от нее и тихо обожал».
Майя взяла дела в свои руки и развила бурную деятельность по изданию книг своего гениального мужа. У нее был хороший опыт переводчицы и секретаря. Роллан полностью доверял жене. Между ними ни разу не произошло ни одной серьезной размолвки. Роллан был искренне благодарен Майе за тепло и уют последних лет жизни и посвятил ей четвертый том «Очарованной души».
Во время Второй мировой войны супруги Роллан оказались на оккупированной территории. Пожилой больной писатель был отрезан от мира, находясь под неусыпным надзором фашистов. Он тяжело переживал свое положение, все труднее ему было справляться с депрессией от собственного бездействия. Истощенный голодом и болезнью, Роллан жил только надеждами на освобождение Франции. И он дождался этого счастливого события. Однако у писателя резко прогрессировал туберкулез, и в 1944 году он умер на руках любимой женщины.
Центр чтения Национальной библиотеки им. Чавайна располагает великолепной коллекцией книг Ромена Роллана. В ней есть книги, изданные сравнительно недавно, и книги, которые уже стали библиографической редкостью. Среди раритетов – собрание сочинений в 14-ти томах 1957 года издания, девятитомники 1974 и 1983 годов, а также знаменитое издание «Кола Брюньон» 1986 года с замечательными иллюстрациями Евгения Кибрика.
Уважаемые и любимые наши читатели! Мы приглашаем вас в Центр чтения и настоятельно советуем прочитать книги Нобелевского лауреата Ромена Роллана, о творчестве которого было сказано так: «Он – маяк, показывающий путь всем, кто колеблется, у кого не хватает сил, чтобы пройти свой путь в одиночку».
Материал подготовила сотрудник Центра чтения Нагибнева И.Н.
- 965 просмотров