В последнее время мы можем наблюдать всплеск интереса к старинному русскому головному убору – кокошнику. А подогрел интерес к нему московский мастер Юханн Никадимус. Его кокошник примерила на себя Манижа, выступая на Евровидении, а затем и её группа поддержки.
«Гнуть спину и ломать пальцы» – так описывает свою работу мастер. Интервью с ним читайте в 4 номере журнала «Вокруг света» за этот год.
Уже 6 лет Юханн Никадимус занимается редким и необычным ремеслом: шьёт традиционные русские кокошники. Сам придумывает дизайн кокошника, сам подбирает материал, сам шьёт. Закончит один кокошник – начинает другой. Для Юханна Никадимуса всё началось с вопроса: «Что у этой девушки на голове?», заданного у картины К. Маковского «Русская красавица». С 2014 года он проделал путь от любителя до одного из лучших специалистов по древнерусскому шитью жемчугом и реконструкции кокошников по музейным образцам. Его цель – вывести знаменитый русский головной убор с территории околосказочных сюжетов в мир моды и ближе к жизни. Иногда его кокошники используют в постановках и на съёмках, кто-то покупает их для себя. И наконец, кокошник – это шикарный подарок, который может составить конкуренцию традиционной русской матрёшке.
Историческая справка
Название головного убора «кокошник» происходит от древнерусского слова «кокошь» – курица. Очевидно, потому, что его главная часть – гребень, пришитый к шапочке или ободку. Его история уходит в глубокое прошлое. Подобные уборы находят в раскопках, датируемых VII веком. Кокошник считался головным убором замужней женщины. Самые роскошные из них готовились к свадьбе и хранились для особых случаев. После реформ Петра I кокошник был изгнан из обихода, но при Екатерине II интерес к русскому костюму вернулся, а после Отечественной войны 1812 года усилился. Последним ярким выходом кокошника стал костюмированный бал 1903 года, состоявшийся в Зимнем дворце, на котором вся знать Российской империи присутствовала в костюмах допетровской эпохи.
Ю. Никадимус говорит: «Когда кокошник стоит у тебя дома, и ты видишь не просто вышивку, а весь объём конструкции, игру света, то он превращается в настоящий предмет искусства».
Интервью с мастером можно прочитать здесь https://www.vogue.ru/fashion/yuhann-nikadimus-o-kokoshnikah-svoej-masterskoj-i-planah-na-budushee
Материал подготовила Н. М. Черных, сотрудник отдела периодических изданий
- 1186 просмотров