КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ. Вера Дербенёва «Между прошлым и будущим»

12.04.2021 | 1584 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству приглашает любителей и ценителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой коллекции по разным видам искусства.

Дербенёва  В. И.  Леонид Дербенёв: «Между прошлым и будущим…» / Вера Дербенёва - Москва: Молодая гвардия, 2003. – 331 с. : ил.

 

12 апреля 2021 г. исполнилось бы 90 лет со дня рождения Леонида Дербенёва (1931-1995). Вряд ли найдётся в огромной России хоть одна семья, в которой не знали бы песен на его стихи: «Есть только миг», «Остров Невезения», «А нам всё равно», «Прощай», «Всё могут короли», «Куда уходит детство?», «Живи, страна!» и многие другие.

А вот каким человеком был Леонид Дербенёв? Кто были его предки? Верил ли он в Бога? Каким был по характеру? Как складывались его отношения в семье, с собратьями по сочинительству, с композиторами, исполнителями его песен? Как он писал тексты для песен? Обо всём этом можно узнать, познакомившись с книгой «Леонид Дербенёв: между прошлым и будущим», автором которой является жена поэта Вера Дербенёва. Написанная простым языком, без литературных изысков, издание не претендует на высокохудожественную прозу. Главное достоинство книги – это правда о жизни выдающегося поэта-песенника 2-ой половины XX в.

По образованию Леонид Дербенёв – юрист, но по специальности работал недолго. С детства его завораживала музыка рифм. Взяв любое слово, он подбирал к нему рифмы и школьные сочинения писал в стихах, за что неизменно получал «отлично». Но пай-мальчиком не был: за хулиганство был отчислен из привилегированной школы. От дворовой романтики его спасло увлечение чтением, когда он и дня не мог прожить, не прочитав хотя бы 100 страниц. Стихи Дербенёва впервые были опубликованы в газете «Пионерская правда», когда он был ещё школьником. Эту стезю он выбрал на всю свою жизнь.

С так называемым «официальным» признанием была отдельная история. Даже после того, как песни на стихи Л.Дербенёва зазвучали по всей стране (уже вышли фильмы «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «Земля Санникова»), его не хотели принимать в Союз писателей, аргументируя это тем, что у него нет официальной книги стихов. Дербенёв же считал, что «большой» поэзией уровня Рождественского, Евтушенко, Вознесенского надо заниматься специально. Его же роль поэта-песенника вполне устраивала, и этот «титул» он всячески отстаивал.

В свою «поэтическую» кухню Дербенёв старался никого не пускать, предпочитая работать в полном одиночестве. Трудно сказать, откуда Леонид Петрович черпал идеи для причудливых образов: в песнях у него были и «дубы-колдуны», и «зайцы, косящие в полночь траву», и «медведи, трущиеся спиной о земную ось». Вера Дербенёва вспоминала, как Леонид Петрович нервничал, когда нужно было для кинофильма «Бриллиантовая рука» сочинить надрывный текст о любви для роли, сыгранной Светланой Светличной. Но песня не должна была быть очень серьёзной, ведь это – комедия. Разные варианты предлагал выслушать жене, но всё было не то. А однажды ушёл на пару часов в комнату, потом вернулся и с воодушевлением начал читать:

Слова любви вы говорили мне в городе каменном,

А фонари с глазами жёлтыми нас вели сквозь туман.

Любить я раньше не умела так, огненно, пламенно,

В душе моей неосторожно вы разбудили вулкан.

Так появилась песня «Вулкан страстей», которую замечательно исполнила певица Аида Ведищева.

Правда, за песню «Остров Невезения» из кинофильма «Бриллиантовая рука» Дербенёву досталось от министра культуры Е.Фурцевой. Фильм ей понравился, но песню, спетую А.Мироновым, она поначалу хотела выкинуть, полагая, что, уйдя с экранов в народ, эта вещь может заронить в умах граждан зёрна инакомыслия. Что это за намёки такие, какой ещё остров невезения? При том, что, конечно же, никаких политических подтекстов поэт и не думал вкладывать – просто писал лёгкую, весёлую песню, свойственную для комедийного жанра.

Но следует отметить, что хотя Леонид Дербенёв являлся прежде всего поэтом-лириком, он, будучи до мозга костей русским человеком, близко принимал к сердцу всё, что могло повредить России. Поэтому в его песенно-поэтическом наследии немало произведений, посвящённых Родине («Русская душа», «Что может быть лучше России», «Родная земля», «Живи, страна!») Песню «Живи, страна!» замечательно исполняет Маша Распутина, которая говорит, что на многих её концертах эту песню люди слушают стоя.

Если композитор и поэт нравятся другу другу, если у них много общего во взглядах на жизнь, если оба они талантливы – песни обязательно получатся. Вера Дербенёва рассказывает, как складывалось сотрудничество поэта с такими мэтрами, как Флярковский, А.Эшпай, Бабаджанян, а позднее с композиторами, с которыми Дербенёв чувствовал себя на равных. Это Александр Зацепин, Максим Дунаевский, Евгений Крылатов, Вячеслав Добрынин. Все они отмечали, как легко и интересно было работать с Л.Дербенёвым, практически со всеми из них у него сложились дружеские отношения. Он никогда не был ни брюзгой, ни завистником. Те, кто знал Дербенёва ближе, видели в нём светлого, мудрого, чрезвычайно остроумного и доброжелательного человека, но с обострённым чувством справедливости.

Из жизни Леонид Петрович ушёл в 1995г., но успел признаться: «Невозможно слушать то, что сейчас поют. Прежде этот мутный поток пошлости хоть как-то сдерживали худсоветы, а теперь нашу эстраду заполоняют бездарь и безвкусица. И самое ужасное, что публика глотает эту дрянь, ей нравится любая глупость – лишь бы смахивала на западную. Мы обрубаем наши корни, уходим от традиций». Это болевое высказывание и сегодня также актуально. Но внушает уверенность в завтрашнем дне то, что песни Л.Дербенёва не забыты: они звучат по радио, на телевидении, в концертах, в кинотеатрах и ресторанах, во всех концертных залах и на всех танцплощадках. Они являются визитными карточками многих знаменитых певцов и всё чаще в свой репертуар их включают и молодые исполнители, а это значит, что отечественная песенная культура жива.

Знакомство с книгой хочется закончить песней из кинофильма «Земля Санникова». Она является главным шедевром в творчестве поэта, а строчка из этого произведения вошла в название книги Веры Дербенёвой «Леонид Дербенёв: между прошлым и будущим».

 

Информация подготовлена Овчинниковой И. Н., заведующей отделом литературы по искусству.

Русский