Информ-досье «Знаменитые уроженцы горного края: очерк о заслуженном артисте РСФСР А. П. Лукьянове»

16.01.2021 | 1311 просмотра(ов)

После Великой Отечественной войны на экранах страны появился советский художественный фильм о литовской партизанке, Герое Советского Союза Марите Мельникайте «Марите» (1947 год). В этом фильме роль отца главной героини сыграл артист Московского академического тетра им. Маяковского, уроженец Марийского края Александр Лукьянов.

Интересна родословная этого человека. Отец А. Лукьянова - Павел Леонтьевич Лукьянов – брат известного марийского учителя-просветителя Василия Леонтьевича Лукьянова, который первым записал и опубликовал знаменитое предание о легендарном герое марийского народа Акпарсе.

Александр Павлович Лукьянов родился 8 августа 1901 года в селе Воздвиженское Макарьевского уезда Нижегородской губернии. Был четвер­тым ребенком в семье учителя-мари.

Начальную школу Александр Лукьянов закончил в селе Воздвиженское. В 1913 году вся семья переехала на родину отца - в деревню Сосново (Атьсола) Емангашской волости (ныне Микряковское сельское поселение Горномарийского района), в дом деда Л. Г. Лукьянова, который имел богатую домашнюю библиотеку. Саша с раннего детства читал произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и других поэтов и писателей. В этом же году Павел Леонтьевич направил Александра учиться в Нижегородскую гимназию, где будущий артист проучился до 1917 года.

В связи с революционными событиями гимназию закрыли, и его учеба там прервалась.

В 1918 году Александр Лукьянов поступил в Козьмодемьянскую школу второй ступени. Уже в то время он начал свою творческую деятельность в профессиональной театральной труппе при Народном Доме, где режиссером был В. Мостов. Под его руководством А. П. Лукьянов увлекся драматическим искусством, стал участвовать в спектаклях, читал стихи на концертах. Его репертуар состоял из произведений русских поэтов и монологов из различных пьес. Труппа выезжала в деревни и села, ставила и показывала чеховские миниатюры.

Александр Павлович был участником гражданской войны. В качестве рядового Лукьянов служил в составе 3-го стрелкового полка, участвовал в боях против белогвардейских войск Врангеля.

После демобилизации из армии в 1923 году он уехал в Москву, где поступил в театральную школу при Московском театре революции (с 1954 года – театр им. В. Маяковского) и в тот же год был принят в его труппу. В этом театре он проработал около сорока лет. Первоначально он играл романтические роли молодых героев.

Из воспоминаний дочери Александра Павловича, музыканта М. А. Лукьяновой: «…Первая попытка отца поступить в театральную школу оказалась неудачной. Туда его не приняли из-за своеобразного волжского говора. Поэтому тогда же он поступил учиться в садово-огородный техникум имени Тимирязева, где проучился ровно год. А. П. Лукьянов толк в этом деле знал практически, так как его отец и дед занимались садоводством и огородством. А чтобы избавиться от недостатков речи, он устроился в школе юниоров (юных талантов) при Театре Революции, где в то время ставил спектакли В. Э. Мейерхольд. Здесь А. П. Лукьянов познакомился со своей будущей женой 3. А. Станго, в дальнейшем ставшей актрисой Театра Революции. В 1926 году они поженились, в мире и согласии прожили более 40 лет.

Жизнь у Лукьяновых была очень трудной, но трудности они успешно преодолевали. В 1931 году у них родилась дочь Марина…»

30-е годы для А. П. Лукьянова были годами творческого подъема. Он был одним из ведущих артистов Театра Революции и сыграл много ролей. Александр Павлович, образованный интеллигент во втором поколении, скромный и добрый, как актёр был лирическим тенором в общем хоре этого театра. Он не был героем, не был трагиком, не был комиком, а именно лириком, поэтической натурой. Всегда требовательная и даже капризная в выборе своих партнёров, народная артистка СССР Мария Ивановна Бабанова предпочитала многим другим А. П. Лукьянова. Именно с ним она сыграла свои знаменитые роли. В течение двадцати лет Александр Павлович был постоянным её партнером. С ней наш земляк играл в популярных спектаклях: «Ромео и Джульетта» (роль Ромео), «Собака на сене» (роль Теодоро), «Таня» - Арбузова (Герман) и в других. Эти спектакли не сходили с афиш Театра Революции.

Александр Павлович был уважаем режиссера­ми, неоднократно выступал вместе и со знаменитым артистом театра и кино Евгением Самойловым. Симпатию зрителей он завоевал не только прекрасной игрой, но и мягким голосом – баритоном. В конце 30-х годов А. П. Лукьянова стали приглашать на радио, на трансляцию радиоспектаклей, где он работал с большим успехом многие годы. Постановки с участием А. П. Лукьянова передавались и по Марийскому радио.   

В 1941 году с самого начала войны А. II. Лукьянов попросился на фронт, но админист­рация театра вышла с ходатайством к военному комиссару и Нарком обороны, чтобы его оставили в коллективе артистов, так как он был занят во многих главных ролях

Труппа театра в 1941 году была эвакуирована в Ташкент.

Помимо спектаклей актеры участвовали в многочисленных шефских концертах. В Ташкенте А. П. Лукьянов продолжал работу на радио, участвовал в радиопостановках, читая стихи и прозу.

В октябре 1943 года Театр Революции вернулся в Москву, его художественным руководителем стал народный артист СССР Николай Павлович Охлопков.

В послевоенные годы бурлила театральная жизнь Александра Павловича. На сцену он выходил в ролях Валько в «Молодой гвардии» А.Фадеева (1947),Тихона в «Грозе» А.Островского, Хлебникова в «Персональном деле» А, Штейна, Подрезова в пьесе «Человек в отставке» А. Софронова, Глухова в «Победителях печи» И. Штока. Лукьянов был занят в спектаклях, поставленных по пьесам советских дра­матургов: Леонида Леонова «Ленушка», «Обыкновенный человек», «Садовник и тень», Александра Штейна «Океан» и т.д.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в 1954 году А. П. Лукьянову было присвоено почетное звание «Заслуженный артист РСФСР». В 1957 году А. П. Лукьянов был награжден дипломом первой степени и получил звание лауреата за исполнение роли Пыляева в спектакле «Садовник и тень» на фестивале театров СССР.

В театре и на радио Александр Павлович работал до последних дней своей жизни, был полон сил и энергии. Талантливый артист А. П. Лукьянов умер внезапно от спазма сосудов, собираясь на спектакль. В тот вечер 17 сентября 1967 года в театре им. Маяковского шел «Гамлет» Шекспира, где артист по-прежнему должен был играть роль Горацио. За полтора года до этого умерла его жена. Александр Павлович очень тяжело переживал эту смерть. И это сказывалось на его нервной системе и здоровье в целом.

С раннего детства любовь к искусству от отца передалась дочери, Марине Александ­ровне Лукьяновой, выпускнице Гнесинского музыкально-педагогического института (ныне Российская академия музыки им. Гнесиных). Она много лет отдала педагогической деятельности.

А. П. Лукьянов был удивительный и редкого дарования человек: талантливый, интеллигентный, грамотный, авторитетный, доброжелательный, спокой­ный, общительный, скромный, любящий и уважающий других.

Александр Павлович всю жизнь любил посещать родные места, старый родительский дом в деревне Сосново, где прово­дил свои отпуска, увлекался рыбалкой, очень любил бы­вать на Волге, гордился своей родиной.

 

Материал подготовили А. Н. Булыгина и С. П. Рыбакова, сотрудники отдела национальной краеведческой литературы и библиографии

 

При подготовке материала использована следующая литература:

  • Александр Павлович Лукьянов (1901-1967): (к 100-летию со дня рождения) // Марий Эл: время, события, люди : (календарь знаменательных и памятных дат на 2001 год). – Йошкар-Ола, 2000.– С.42-43.
  • Лобанов И. Ромео из горномарийского края / Ипполит Лобанов // Марийская правда.– 2016.-- 17 май. – С. 11.
  • Лобанов И. Москвашты – марын «Ромео», киноартист : (очерк) / Ипполит Лобанов // Жера. - 2016. – 8 апр. – С.3.
  • Кадыков А. Ромео из деревни Сосново / А.Кадыков // Ленинский путь.- 1998. – 21 апр. – С. 2-3.
  • Кадыков Н. Верность искусству / Н. Кадыков // Марийская правда. – 1967. – 14 марта. – С. 4.

 

Русский