В этом году исполняется 50 лет с начала производства ВАЗ-2101 – первенца автозавода в Тольятти. Первые шесть экземпляров ещё по обходной технологии были собраны 19 апреля 1970 года – к столетию со дня рождения В. И. Ленина, а уже в августе началось полномасштабное серийное производство. Сегодня можно относиться по-разному к первой модели «Жигулей», но то, что она стала эпохальной для нашей страны – это неоспоримый факт.
Каждой семье по автомобилю!
К середине 1960-х годов для советского правительства стало очевидным, что развитие массовой автомобилизации может стать локомотивом для всей экономики страны. До 1975 года планировалось увеличить производство легковых автомобилей в 3,5-3,8 раза. Для выполнения поставленной цели требовалось как минимум строительство ещё одного завода мощностью не менее 600 000 автомобилей в год. Выбор пал на итальянский Fiat. В те годы это был мощный концерн, производящий практически всё: от тракторов и автомобилей до самолётов и турбин для кораблей и электростанций. К тому же, Fiat 124 в 1966 году был признан лучшим автомобилем года в Европе.
Строим город-завод
4 мая 1966 года был подписан протокол о сотрудничестве между концерном Fiat и Министерством автомобильной промышленности СССР. Уже 20 июля вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве Волжского автомобильного завода в городе Тольятти, а в августе подписано генеральное соглашение с концерном Fiat. Итальянцы создавали предприятие, что называется «под ключ». Что интересно, завод проектировался по американскому образцу – большое производство полного цикла – фактически целый город. Одновременно для будущих работников завода фактически заново отстраивался город Тольятти (до 1964 года он назывался Ставрополь-на-Волге). По генеральному плану численность населения в нём должна была увеличиться до 500 000 жителей.
Выбор был сделан в пользу трёх моделей на базе Fiat 124: базовая ВАЗ-2101, универсал ВАЗ-2102 и люксовый седан ВАЗ-2103. Всего с июля 1966 по 1970 годы было испытано девять серий и 35 образцов автомобилей, где каждая серия – это фактически новая модификация. В общей сложности машины прошли по нашим дорогам свыше 2 млн км. Общее количество изменений у ВАЗ-2101 по сравнению с прототипом было столь большим, что у итальянцев машина в заводских документах получила отдельное название Fiat 124R (буква R означает – «русский»).
В целом отечественная машина получилась лучше исходного образца, что подтверждает её успешная эксплуатация в течение полувека не только в нашей стране, но и во многих других государствах. Под маркой Lada она массово поставлялась в страны Западной Европы. Покупателей привлекала низкая цена в сочетании с неплохими потребительскими качествами. В некоторых странах ВАЗ-2101 стал культовым автомобилем. Например, в политехническом музее Будапешта ему посвящён отдельный зал, а в Венгрии долгое время это был основной автомобиль такси. На Кубе для работы в такси местные мастерские на базе «Жигулей» строили 8-местные лимузины, и «копейка» выдерживала такую эксплуатацию! Всего с 1970 до 1988 года, включая модификации, было выпущено 4,85 млн автомобилей ВАЗ-2101 с кузовом седан. Многие автомобили до сих пор на ходу. Самый ранний экземпляр 1970 года хранится в коллекции заводского музея. Он был выкуплен у частного владельца в 2000 году.
Более подробно прочитать о юбиляре ВАЗ-2101, посмотреть его геометрические схемы, технические характеристики, фотографии можно в статье Дьяконова С. «Полвека легендарной «копейке», опубликованной в десятом номере журнала «Моделист-конструктор» за 2020 год.
Информацию подготовила А. С. Чернова, главный библиотекарь отдела периодических изданий
- 1056 просмотров