Отдел литературы по искусству приглашает ценителей и любителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой книжной коллекции по разным видам искусства.
Лаврова С. А. Загадки и тайны старых картин / Светлана Лаврова. – Москва: Белый город, 2006. – 48 с.
В книге С. Лавровой «Загадки и тайны старых картин» приводятся интересные факты о самых древних картинах, появившихся ещё 30-40 тысяч лет назад; рассказывается о том, чем рисовали мастера; почему египтяне рисовали людей в странном ракурсе и когда появилась прямая перспектива; делается попытка разгадать ребусы на полотнах, когда значение имели даже мелочи и детали, нёсшие определённый смысл; книга раскрывает тайны зашифрованных автопортретов; повествует о трудных судьбах картин и многом другом.
В главе «Почему картина сияет?» читаем: «Гении рождаются причудливо, не договариваясь, где и когда появиться на свет. Но если до 40-х годов 19 века большинство хороших живописцев России были петербуржцами и москвичами, то за 1836-1848 годы провинция обогнала столицы. Вот самые знаменитые имена: Саврасов – Москва, Крамской – Острогожск, Куинджи – Мариуполь, Семирадский – село Печенеги Харьковской губернии, Поленов – Петербург, Репин – Чугуев, Суриков – Красноярск, Васнецов – село Лопьял Вятской губернии».
Картина одного из «провинциалов», Архипа Куинджи, в 1880 г. озадачила петербуржскую публику. Длиннейшая очередь стояла от Невского по Большой Морской в выставочное помещение Общества поощрения художников в зал, где висела всего одна картина: «Лунная ночь на Днепре». Швейцару совали рубли, чтобы провёл без очереди. Газеты писали, что этот пейзаж совершенно убивает все другие картины выставки. Картина светилась. Светилась вода, луна, сама ночь. Зрители заглядывали за холст – может, там спрятана лампа, которая подсвечивает полотно? По Питеру ходили слухи: Куинджи дружен со знаменитым химиком Менделеевым, который придумал для приятеля удивительные светящиеся краски. И вообще, Куинджи – самозванец, который убил настоящего художника и завладел его картинами. Чего только не сочиняли досужие горожане!
Правда о Куинджи была причудливее сплетен. Греческий пастух из Мариуполя приезжает в столицу поступать в Академию художеств, два года проваливается, на третий поступает, чтобы вскоре уйти, потому что Академия, по его мнению, устарела. Показывает свои картины на выставках передвижников, удивляя светом, льющимся с полотен. Живёт небогато. Каждый полдень выходит с мешком корма – и к нему слетаются птицы. Потом он решает, что нужно «кормить» не только птиц. Пускается в какие-то немыслимые финансовые авантюры и становится богатым. Но сам по-прежнему живёт с женой в маленькой квартирке, обставленной убогой мебелью, зато 100 000 рублей отдаёт на обучение молодых живописцев. Объясняет это так: «Это что ж такое? Если я богат, то мне всё возможно: и есть, и пить, и учиться, а вот если денег нет, то значит – будь голоден, болен и учиться нельзя, как было со мной. Но я добился своего, а другие погибают. Так это же не так, это же надо исправить, это вот так, чтоб денег много было и их дать тем, кто нуждается, кто болен, кто учиться хочет» (подлинные слова Куинджи). Внешне он был похож на доброго Зевса – правильные черты лица, кудрявая борода. Ученики его обожают, его прозвище «отец». Он много пишет, успешно выставляется, его картины покупают ещё в мастерской, «на корню». И вдруг перестаёт отправлять свои картины на выставки, объясняя, что «художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как голос спадёт, надо уходить». И, как его ни уговаривали, более 20 лет не посылал на выставки ни одной картины, хотя писал их каждый день, одну лучше другой! Он умер от болезни сердца – оно слишком болело за всех страждущих. Любимой жене оставил маленькую пенсию, а состояние в 2 миллиона рублей завещал Обществу поощрения художников. «За гробом Куинджи шло много незнакомых людей, получавших от него помощь, а над домом кружили осиротевшие птицы, - писал один его друг. - И никто так и не разгадал тайну его сияющих картин». Итак, о трудных судьбах знаменитых художников и их полотен, о загадках фресок из Помпеи, об эволюции кентавра в живописи, об амазонках, нарисованных и реальных, и многом другом вы сможете узнать из книги С. Лавровой «Загадки и тайны старых картин». Предназначенная для детей старшего школьного возраста, она будет интересна и для взрослых читателей.
Информация подготовлена Овчинниковой И. Н., заведующей отделом литературы по искусству.
- 1835 просмотров