КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ: Охота в русском искусстве.

07.08.2020 | 2072 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству приглашает ценителей и любителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой книжной коллекции по разным видам искусства.

 

Панкратов, В.  Охота в русском искусстве. Забытые имена /Валерий Панкратов. – Москва: Вече, 2003. – 296 с.

Валерий Витальевич Панкратов – дипломат, востоковед, длительное время проработавший за рубежом, объездивший по служебной надобности многие страны. И где бы он ни находился, его всегда влекла ещё одна страсть: увлечение миром прекрасного, искусством и особенно живописью. Его статьи публиковались в популярных журналах об охоте («Природа и охота», «Природа и охотничье хозяйство», «Охотник за трофеями»).

Охота – древнейшее занятие человека, которое обеспечивало ему выживание, а охотники – самые древние художники. Изображения охотничьих сцен находили на стоянках пещерных людей и на античных фресках, на древних мозаиках и миниатюрах средневековых манускриптов.

Охота в России никогда не считалась простым развлечением. Она была для русского человека и образом жизни, и мудрой философией. Многие русские писатели и художники были заядлыми охотниками и зачастую своё вдохновение для творчества черпали из общения с дикой природой. Среди писателей – Иван Тургенев, Николай Некрасов, Александр Островский, Сергей Аксаков, Лев Толстой. Увлекались охотой художники Иван Шишкин, Исаак Левитан, Константин Коровин, русский певец Фёдор Шаляпин. Но наряду с этими громкими именами существовал целый ряд русских художников, которые своё искусство посвятили охоте, но их имена со временем ушли в небытие. Многие из них, такие как Михай Зичи, Павел Соколов, Рудольф Френц, Илья Галкин, Михаил Яровой, Николай Сверчков, граф Муравьёв когда-то своим искусством  покорили всю Россию. Некоторые их них были любимы и обласканы царским двором, их картины вызывали восхищение публики на российских и зарубежных выставках. Жизни и деятельности пятидесяти из российских мастеров конца XVIII и до 20-х годов XIX в. и посвящён настоящий сборник. Воссоздав по крупицам их жизненный и творческий путь, В. Панкратов спас от забвения этих увлечённых, забытых ныне художников.

Удивительна судьба одного из них –  художника Михая Зичи (1827-1906). Родившийся в старинной венгерской дворянской семье, он наперекор воле своих близких, становится живописцем. В 20-летнем возрасте попадает в Россию. Его творчество, особенно в первое десятилетие пребывания в российской столице, в значительной степени связано с графикой. Общительный характер позволил довольно быстро освоиться Зичи с особенностями жизни в новой для него стране и завоевать симпатии столичной интеллигенции. Сам император Николай I, а впоследствии и Александр II, относились к нему очень милостиво. Всё свободное время художник создаёт рисунки и акварели о жизни императорской фамилии, тематика которых ограничивалась историческими, светскими и бытовыми сценами.

Александр II был страстным охотником из всех русских царей XIX в., что вызвало к жизни множество произведений Зичи с охотничьими сюжетами. Царь так привык к художнику, что первым вопросом у него, когда он вставал из саней на охоте, был: «Зичи здесь?» Фактически русской охоте посвящены лучшие годы придворного живописца. За 15 лет, будучи в этой роли, Зичи сделал сотни разных рисунков. Диапазон форм охотничьих произведений Михаила Александровича достаточно широк: от комплекта игральных карт с охотничьими юморесками до серьёзных живописных работ. Серия акварелей «Охота при Дворе Александра II», состоящая из 30 листов, подвела своего рода итог на тот период времени изображению царских охотничьих утех.

Сейчас мало кто помнит живописные произведения Зичи, зато благодаря акварелям и рисункам художника, украсившими наши лучшие литературные издания об охоте, его имя навсегда останется в русском искусстве.

Книга В. Панкратова «Охота в русском искусстве. Забытые имена», пожалуй, первое серьёзное издание по истории охотничьего жанра в отечественном искусстве. Изложение материала ведётся в форме популярного очерка, сопровождается замечательными иллюстрациями и рассчитано на широкий круг читателей.

 

Информация подготовлена Овчинниковой И. Н., заведующей отделом литературы по искусству.

Русский