Татары – один из тех немногих народов, о которых легенды и откровенная ложь известны гораздо в большей степени, нежели правда.
Рафаиль Хакимов
Речь сегодня пойдет об удивительном народе, населяющем нашу республику – о татарах, второму по численности народу Российской Федерации. Они компактно проживают в Поволжье, Приуралье, Западной Сибири и дисперсно практически не только во всех областях России, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Численность татар в России составляет 5,3 млн. человек (здесь и далее: согласно Всероссийской переписи населения 2010 г.), это 3,87 % всего населения России. Основной регион проживания нации – Республика Татарстан, где проживает 53% татар и около 36% всех татар, живущих в России. Остальные рассредоточены по всей стране.
Самый малонаселённый татарами регион – Ингушетия, где их всего 151 человек. Более 38 тысяч татар живет в Республике Марий Эл, что равняется 5% от общего населения региона.
Татарский язык относится к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков и делится на диалекты – западный (мишарский), казанский (средний) и восточный (сибирскотатарский). Литературный язык татар сформировался на основе казанского диалекта. До 1927 года татарская письменность строилась на основе арабской графики, с 1927 по 1939 год развивалась на основе латинской графики, а с 1939 года по настоящее время – на основе кириллицы.
Впервые слово «татары» появилось среди монголо-тунгусо-маньчжурских племён, кочевавших в VI-IX веках к юго-востоку от Байкала. В XIII веке стало известно в Европе. В XIII-XIV веках название распространялось на народы Евразии, входившие в состав Золотой Орды.
Марийцы своих соседей-предков татар испокон веков называли суасами, и до сих пор некоторая часть марийцев называет татар «суасами/сюасами». Некоторые исследователи пытаются объяснить это тем, что марийцы якобы перепутали булгаро-татар с чувашами/сюасами. Такое предположение не выдерживает критики, так как марийцы, не путая чувашей с татарами, татар называют этнонимом «суас», а чувашей этнонимом «суасламари». В литературном марийском языке используется традиционное - «татар».
Татары проживают на территории всей республики, но есть три района, где есть целые татарские деревни: это Мари-Турекский, Моркинский и Параньгинский районы, также поселок Параньга населен преимущественно татарами.
25 июля 1997 года был основан Республиканский центр татарской культуры Республики Марий Эл. Основная цель центра – укрепление и развитие национального самосознания татар, живущих в Марий Эл, путем приобщения их к национально-культурным ценностям, народным традициям, родному языку.
Культуру татарского народа жители республики знают в основном по празднику Сабантуй. Но есть и другие известные татарские народные праздники. Традиционно год у татар начинается с праздника Нардуган (праздник зимнего солнцестояния), который отмечается в Поволжье в конце декабря – начале января. Это праздник крещеных татар, встреча Нового года.
В марте проводится Навруз – начало нового года по лунному календарю. Навруз известен и по традициям народов Средней Азии: узбеков, туркмен, таджиков, которые отмечают приход тепла, появление первой зелени. На Навруз обычно задабривают, кормят духов земли и огня, чтобы земля плодоносила, желают всем счастья.
Татарский праздник Сабантуй является любимым, как у самих татар, так и у живущих с ними по соседству представителей других национальностей. Так повелось издавна в Марийском крае, который стал родным домом для марийцев и татар, русских и удмуртов и многих других. Это торжество, в переводе на русский язык – Праздник плуга, очень напоминает марийский Пеледыш пайрем (Праздник цветов), потому что проводится точно так же, после окончания весенних полевых работ. В современном русском языке название «сабантуй» даже стало нарицательным и часто обозначает любое, не обязательно праздничное застолье.
Название праздника происходит от тюркских слов: «сабан» – плуг и «туй» – праздник. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же – в честь их окончания (в июне). Современным людям праздник достался от старинного праздника Жиэн. Этот древний праздник еще в 921 году описал в своих трудах знаменитый исследователь и путешественник Ахмад Ибн Фадлан.
В старину празднование Жиэн было большим событием и к нему долго и тщательно готовились. Всю зиму девушки готовили подарки своими руками – ткали, шили, вышивали. Весной, перед началом праздника, молодые парни собирали по деревне подарки для будущих победителей в состязаниях и народных играх. Это были вышитые платки и полотенца, куски ситца, рубашки, и даже куриные яйца. Получить в подарок вышитое полотенце с национальным узором было очень почетно. Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями.
Вся деревня собиралась вместе на празднование Жиэн. Кульминацией праздника становился майдан – состязания в беге, прыжках, национальной борьбе – керэш, и, конечно, конные скачки. Создавался Совет старейших, назначались члены жюри для награждения победителей, которые следили за порядком во время состязаний.
Постепенно Сабантуй сделался праздником всеобщим и межнациональным – сегодня он отмечается во многих селах, поселках, районах, городах Татарстана, Москве, Санкт-Петербурге и во многих других регионах страны, а также в разных уголках мира, где проживают татары.
В Йошкар-Оле Сабантуй начал проводиться в 1990 году. На общегородском Сабантуе можно встретить представителей всех национальностей нашей республики. Они участвуют в традиционных играх, становятся зрителями концертных программ, угощаются национальными блюдами. Интересен тот факт, что чак-чак раньше на Сабантуй не готовили, это лакомство делали только на свадьбу. А на праздник плуга пекли губадию, заваривали травяной чай и варили суп.
Осенью отмечают праздник урожая, который раньше называли Сюмбэле. Предки современных татар благодарили высшие силы за урожай, за лесную добычу. И уже после проведения праздника урожая игрались свадьбы. Так, старинные татарские праздники постепенно дополняются новыми традициями, однако основные черты торжества сохраняются, переходя из века в век.
В духовной жизни татар большую роль играет религия. В настоящее время идёт активно развивающийся процесс становления мусульманской субкультуры как части духовной культуры татар. Татарский народ никогда не изменяет своим вековым традициям: бракосочетание не проходит без «никаха» – помолвки по мусульманским обычаям, проводится обряд под названием «имянаречение» – присвоение имени новорождённому по мусульманским канонам. Похороны также проводятся строго по мусульманским традициям.
Исламская религия сохранилась в Республике Марий Эл в условиях многовекового иноверного окружения, что сделало ее более устойчивой. 16 марта 1999 года Указом Верховного муфтия, Председателя Центрального духовного управления мусульман России и Европейских стран СНГ, Талгата-хазрата Таджуддина в Республике Марий Эл было создано Региональное духовное управление мусульман Республики Марий Эл. Председателем Управления был назначен Фанус-хазрат Салимгареев в сане муфтия. В республике сейчас располагается 30 мечетей.
Татары, как и все мусульмане Марий Эл стремятся к миру, взаимопониманию, уважению, согласию между конфессиями и народами, проживающими в республике.
Фотографии взяты из официальной страницы группы Республиканского центра татарской культуры сети Вконтакте.
Материал подготовила зав. отделом литературы на иностранных языках Смородинова Елена.
- 3998 просмотров