800 лет назад, 30 мая 1220 года (по датировке Татищева и Карамзина), родился мальчик. Его окрестили именем Александр. При жизни он удостоится прозвища Храбрый, сразу после смерти его назовут «Солнце земли русской». И только спустя лет 200 к нему окончательно пристанет определение НЕВСКИЙ.
Кто такой Александр Невский? Какими деяниями прославлен, что первое возникает в нашей памяти, когда мы слышим его имя? Правильно, победил шведов на Неве и разгромил войско Ливонского ордена на Чудском озере. Соответственно, это прежде всего князь-воин. Каноническое изображение – кадр из фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», где князя блистательно сыграл Николай Черкасов.
Такого Невского можно смело показывать русскому человеку XVIII века и последующих столетий. Этот образ был утверждён Петром I как единственно возможный. Царь-плотник, переместив мощи святого благоверного князя в Санкт-Петербург, издал особый указ, которым запрещалось изображать Александра Невского на иконах в образе монаха или князя, одетого в облачение московских царей. Только воин, и никак иначе.
А ведь до петровского указа Александр Невский был в памяти народа именно таким – и монахом с особыми заслугами перед православием, и мудрым правителем. И для того и другого имелись более чем веские основания.
Атака православия. Александр Невский незадолго до смерти принял схиму (обет православных монахов соблюдать особо строгие аскетические правила поведения) под именем Алексий. Предсмертный постриг – обычай, на Руси к тому моменту не новый. Но всё же – редкий. А вот после поступка Невского он стал более распространенным. Все московские великие князья, а потом и цари, за редким исключением, принимали перед смертью схиму. Это воспринималось как свидетельство истинного смирения и благочестия – государи тем самым признавали, что на них висит очень много прегрешений и им приходится очищать себя перед смертью таким вот образом.
Кроме этого возвышенного поступка за князем числится ещё несколько дел, каждое из которых Церковь почитает как подвиг во имя веры. Благодаря личному обаянию князя, который обратился с соответствующей просьбой к хану Берке, в Сарае, политической столице Золотой Орды, в 1261 году была создана православная епархия. Бесценный инструмент, который гарантировал православное влияние в стане противника (позже многие татарские вельможи переходили на русскую службу именно благодаря проповедям сарайских священнослужителей).
А десятью годами ранее Невскому пришлось православие оборонять. Известна переписка князя с римским папой Иннокентием IV и визит к Александру папских послов, кардиналов Галда и Гемонта. Суть переписки сводилась к тому, что папа склонял князя к перемене веры. И давил при этом на все болевые точки. Дескать, отец князя вроде как дал слово перейти в католичество, а значит, сыну надлежит исполнить волю родителя. Была обещана также вся мощь крестоносного войска в борьбе против татар, королевская корона и «всемирная слава под сенью Римского престола». Соблазн был велик. Однако, отказываясь, князь знал, что делал, – принятие условий папы означало, что Русь добровольно отказалась бы от своей идентичности, а русские стали бы расходным материалом в битвах с монголами. Всё вместе привело бы к исчезновению государства, народа и даже языка в течение двух-трех поколений.
Спасение народа. Среди желающих сделать русский народ расходным материалом в войнах были, разумеется, и монголы. Кроме обычной дани Орда требовала ещё и «налог кровью». Молодыми мужчинами, которых забирали на военную службу. И Русь испытала это на себе – несколько наших полков штурмовали Пекин в составе армий Хубилай-хана. Домой не вернулся никто.
Если бы так продолжалось хотя бы полвека, Русь была бы вычеркнута из реальности. Но тут вмешался Александр. Когда в 1262 году был объявлен набор русских в войско монголов, на этот раз для экспедиции в Персию, князь сам поехал в Орду. Провёл там более полугода. И добился своего. Хан Берке навсегда освободил русских от «налога кровью».
Словом, князь дважды спас русский народ от исчезновения. Вообще, его правление – это оборона и сбережение того, что осталось после монгольского нашествия. Главный ресурс – люди – их нужно было сберегать в первую очередь.
Но за всё приходится платить. Насколько же велика была цена, заплаченная Александром Невским за сохранение Руси? Иные говорят, что непомерна. Якобы, именно он с чудовищной жестокостью подчинил Орде так и непокорённый Батыем Новгород. Дескать, вот он, «заступник земли Русской», пресмыкаясь перед степняками, режет носы и выкалывает глаза вольным новгородцам!
В реальности так жестоко были наказаны немногие. И вовсе не за то, что боролись с монголами. Новгородцы подбили на мятеж против княжеской власти сына Александра Невского, его первенца Василия. Князь мятеж подавил, сына отправил в Суздаль, а дальше действительно: «Дружину его казни: овому носа урезаша, а иному очи выимаша, кто Василья на зло повёл».
Кстати, и современники, и следующие поколения, да и сами новгородцы считали, что князь поступил довольно гуманно.
А в XV веке священнослужители Москвы и Новгорода боролись за право вписать Александра Невского в свою историю как святого и безусловно положительного персонажа. Новгород изо всех сил тянул князя к себе – он же защищал город от шведов и немцев! Москва – к себе: здесь правили его прямые потомки!
А победила в итоге Русь. Александру Невскому удалось главное – сберечь и «перезагрузить» государство. Он очертил те границы – географические, идеологические и политические, – в рамках которых уже через 150 лет было создано национальное государство и где народ осознал себя единым целым.
Подготовила С. Д. Шакирова – по материалам статьи К. Кудряшова в газете «Аргументы и факты» № 22 за 2020 год
- 1552 просмотра