ДЛЯ ВАС, МЕЛОМАНЫ! Пушкин в музыке: Георгий Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель».

06.06.2020 | 3121 просмотра(ов)

«Пушкин – неисчерпаемый родник для русской музыки».

А. Н. Серов.

Русская музыка всегда была неразрывно связана с классической литературой. Уже полтора столетия в театрах и концертных залах звучат музыкальные произведения, написанные на стихи А. С. Пушкина.
Музыкальная пушкиниана насчитывает тысячи названий. Сюда входят оперы и романсы, симфонические произведения и музыкальные драмы, балеты и народные песни.

Слово Пушкина по-особому открывается через сочинения отечественных композиторов, ставших неотъемлемой частью мировой культуры.

Одно из самых удачных воплощений прозы А. С. Пушкина в русской музыке XX века -  музыкальные иллюстрации к его повести  «Метель» композитора Георгия Свиридова.

 В 1964 году известный артист и режиссер Владимир Басов предложил композитору  сотрудничество, когда приступил к работе над кинофильмом «Метель».

Стоит отдельно заметить, что повесть «Метель» была написана А. С. Пушкиным в 1830 году, в золотую пору его творчества – Болдинскую осень, давшую невиданную россыпь гениальных произведений разных жанров, в том числе - прозаических, известных под общим названием «Повести Белкина».

«Метель», по сути, небольшая ироничная история о провинциальной семнадцатилетней девице, которая решила бежать из дома, чтобы тайно обвенчаться со своим бедным и потому неприемлемым для родителей избранником, и о том, как метель вмешалась в планы влюбленных и в результате полностью изменила судьбы трёх человек.

Г. Свиридова привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной России, и он с воодушевлением приступил к работе.                                                                                                    

Композитор отошёл от пушкинского сюжета. Его музыка словно бы и не связана с литературной канвой, она стала самостоятельным действующим лицом фильма, лишь вплетаясь в какие-то фрагменты. Она оказалась лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести, в ней проявилась душевность, поэтичность.

Состоялась успешная премьера фильма. Однако критиками было отмечено, что музыка оказалась намного глубже и серьезней самого фильма, она словно сразу зажила своей жизнью.

Спустя несколько лет, в 1973 году, композитор вновь обратился к этой музыке, решив объединить различные музыкальные фрагменты в единое целое. Так появилась оркестровая сюита «Метель», окончательно завершенная в 1974 году. Невероятно красивые мелодии, едва уловимый лёгкий перезвон бубенцов, романсовые интонации, бытовавшие в начале XIX века, нежнейшие напевы, истинно русская музыка – всё это делает произведение Георгия Свиридова  одной из жемчужин мировой классической музыки.

 

Источники:

Музыкальный мир Георгия Свиридова / сост. А. Белоненко. – Москва : Советский композитор, 1990. – 224 с.

Михеева, Л.  Г. Свиридов. «Метель» : история создания / Л. Михеева. – URL:     https://www.belcanto.ru/sviridov_snowstorm.html (дата обращения: 01.06.2020). - Текст : электронный.

Материал подготовлен сотрудником отдела литературы по искусству Рыбаковой Л. В.

Русский