Отдел литературы по искусству приглашает ценителей и любителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой книжной коллекции по разным видам искусства.
Алдонина Р. П. Русская усадьба. - М.: Белый город, 2006. - 48 с.
Русские дворянские усадьбы - явление удивительное. Говоря о них, в памяти сразу появляются светлеющий на фоне парка двухэтажный дом с колоннами, тёмные липовые аллеи, уединённая беседка и сонный пруд. Помните у Пушкина в "Евгении Онегине":
Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали сёла тут и там
Стада бродили по лугам,
И сени расширял густые
Огромный запущённый сад,
Приют задумчивых дриад…
Образ поэтичный и умиротворяющий, близкий русскому уму и чувству. Но сейчас этот образ красоты уходящей и поэтому печальный. Этот образ "дворянских гнёзд", разбросанных по всей России, предстаёт перед читателем в книге Риммы Алдониной "Русская усадьба".
Древнерусское слово "усадьба" (сначала говорили "усадище") происходит от слова "сажать". Царь и великие князья наделяли своих людей землёй, "сажали" их на землю. Образовывались "усадьбы", которые правильнее понимать как отдельное землевладение со всеми находящимися на его территории постройками, садом и парком. "Указ о вольности дворянства" 1762 года, освободивший дворян от обязательной государственной службы и экономические льготы, дарованные им Екатериной II, способствовали массовому усадебному строительству.
Многие усадьбы - Кусково, Архангельское, Останкино под Москвой, Сиворицы под Санкт-Петербургом, Знаменское-Раёк близ Твери, Ляличи на Брянщине, Городня под Калугой - являются восхитительными художественными памятниками, в создании которых принимали участие знаменитые архитекторы: Иван Старов, Василий Баженов, Джакомо Кваренги, Матвей Казаков, а также талантливые крепостные мастера.
Значение усадеб в России трудно переоценить. Оно намного больше, чем значение усадеб для Англии, шато для Франции или вилл для Италии. На огромных просторах России усадьбы, которых насчитывались десятки тысяч, образовывали "каркас" жизни русского общества. В них рождалась русская мысль, рождалась русская культура. Сколько гениальных строчек написал А. С Пушкин в Михайловском и Болдине! Композитор М. И. Глинка творил в своём Новоспасском на Смоленщине, А. С. Грибоедов в Хмелите, поэты Е. А. Баратынский и Ф. И. Тютчев в Муракове, И. С. Тургенев в Спасском-Лутовинове, А. Н. Островский в Щёлыкове, Л. Н. Толстой в Ясной Поляне.
В книге Риммы Алдониной "Русская усадьба" рассказывается о знаменитых и не очень известных российских усадьбах, их истории, владельцах этих имений. Так в главе "Глинки" ведётся повествование о самой старой каменной усадьбе Подмосковья, сохранившейся до нашего времени. Её хозяина местные жители считали колдуном, уличая его в занятиях алхимией, астрологией, в том, что он делал золото из свинца, мог превратить летом воду в пруду в лёд и т. д. "На самом деле это был человек замечательного ума, который много сделал для России. Звали его Яков Вилимонович Брюс, он был потомком шотландца, когда-то перешедшего на службу русскому царю. "Птенец гнезда Петрова", в Полтавской битве командовал артиллерией, которая нанесла решительный удар по противнику. Брюс был не только очень талантливым военным, но и инженером, учёным, государственным деятелем. Он занимался астрономией и математикой, проводил физические опыты. Выйдя в отставку, купил имение Глинки и построил усадьбу". Усадьба строилась в 20-х годах XVIII столетия мастером, к сожалению, нам неизвестным, но умелым и хорошо знакомым с итальянским зодчеством. Замковые окна нижнего этажа усадебного дома до сих пор сохраняют вырезанные из камня демонические маски. Гримасничают, высовывают языки странные существа. Говорят, будто в этих масках представлены карикатурные образы вельмож того времени - противников Брюса. Яков Вилимонович Брюс умер в Глинках. Свой кабинет со всеми приборами и машинами, книжное собрание он завещал передать Академии наук - "на пользу общественную". А на стене старой усадьбы сохранился девиз на родовом гербе Брюса FUIMUS, что означает "МЫ БЫЛИ".
До 1917 г. в России было 70 тыс. усадеб. Сейчас осталась десятая часть, в т. ч. 650 в Подмосковье. Из них в 150 сохранился Главный дом. В конце книге "Русская усадьба" автор пишет: "Невозможно в небольшой книге рассказать обо всех усадьбах, достойных внимания, например, о Середникове, Суханове, Гребневе, Марфине, Абрамцеве. Но русские усадьбы сосредоточили в себе русскую историю, русскую культуру и русскую природу. Они - сгустки нашего наследия и узнать их - значит, во многом узнать Россию".
Информация подготовлена Овчинниковой И. Н. , заведующей отделом литературы по искусству.
- 1956 просмотров