Бомбоубежище, зал для партсобраний и фуршетов, ставка Генштаба, родильный дом, кинотеатр, библиотека и, конечно, главный транспорт столицы – всё это Московский метрополитен в годы Великой Отечественной войны.
В ночь с 21 на 22 июля 1941 года метро, которое проработало на тот момент меньше 10 лет, впервые использовали как бомбоубежище. От налёта фашистских самолётов здесь спасалось около 500 тысяч граждан.
В момент налёта действовали по отработанной инструкции: движение поездов останавливалось, напряжение с контактного рельса снималось. Матери с детьми и старики занимали лучшие места: на платформах станций и в поездах, куда пускали с совсем малышами, чтобы они могли спать на диванах. Остальные прятались в тоннелях на путях, которые накрывали специальными деревянными настилами.
Позже на станциях были оборудованы питьевые фонтанчики и туалеты, а кое-где даже специальные пункты, где вечером продавали молоко в бутылочках и белый хлеб для детей.
На «Курской» в ноябре 1941 года организовали филиал библиотеки: в декабре её посетило больше тысячи человек, а самой популярной книгой, что, впрочем, неудивительно, оказалась «Война и мир».
Довольно быстро у каждой семьи в метро образовался свой «участок». Спустившись, люди стелили матрасы, клали одеяла и подушки. Пили чай, играли в домино, ходили друг к другу «в гости»… В общем, тут кипела жизнь. По разным источникам, в метро родилось от 217 до 243 детей: их принимали в фельдшерских пунктах, организованных в подсобках, где грели воду.
Также в метро проводились концерты, показы фильмов и политагитация. В агитпунктах шла большая работа с детьми. Работали кружки рисования, вышивания, лепки, проводились учебные занятия и т. д. Вывешивались сводки Совинформбюро, плакаты, «Окна ТАСС», а также были организованы исторические выставки, посвященные Кутузову, Суворову, Отечественной войне 1812 года.
6 ноября 1941 года, несмотря на то, что фашистская армия была на подступах к Москве, на станции «Маяковская» состоялось тайное, но очень торжественное заседание в честь 24-й годовщины революции, в котором участвовали две тысячи человек. Место до последнего держалось в тайне, а приглашение передавали за несколько часов до начала устно. В честь праздничного совещания самую глубокую тогда станцию метро украсили бархатом, живыми цветами и бюстом Ленина. Привезли бутерброды, баранки, мандарины и пиво – буфет устроили прямо в стоящих вдоль платформы вагонах. Кресла и массивную трибуну доставили прямиком из Большого театра.
Сталин со свитой прибыл на специальном бронированном поезде. Остальные участники дошли по тоннелям – была объявлена воздушная тревога, и напряжение сняли. После доклада вождя состоялся концерт, на котором пел оперный певец Иван Козловский, специально вызванный из Куйбышева (Самара). По мнению историков, именно заседание в метро и последовавший за ним знаменитый парад на Красной площади во многом помогли укрепить боевой дух и переломить ход войны.
Московское метро сохранило жизнь миллионам, но не обошлось без жертв. Самой трагичной оказалась история станции «Арбатская»: в ночь на 23 июля 1941 года из-за бомбы, попавшей в перекрытие тоннеля неглубокого заложения, погибли 14 человек: в образовавшуюся воронку хлынула вода из повреждённого водопровода, а днем – ещё 46, их задавила толпа, которая бросилась к станции, услышав сигнал воздушной тревоги.
В годы войны, когда мужчины ушли на фронт, в метро работали, в основном, женщины. Первый «женский поезд», которым управляли только женщины-машинисты, появился 8 марта 1942 года. Они продолжили работать в метро и после войны. В некоторых депо (например, на Соколе) делали корпуса мин и снарядов.
Во время войны строительство метро не прекращалось. Всего в военные годы проложили 30 километров путей и открыли семь новых станций, среди которых была «Новокузнецкая». Мозаику для неё делали в блокадном Ленинграде и перевезли в столицу ценой невероятных усилий.
Материал подготовила С.П. Колчина, зав. отделом социально-экономической литературы.
- 1609 просмотров