С большого пальца до мизинца расписан самый мелкий звук.
Представь себе — такой вот принцип анализа сердечных мук.
Пусть это вальс или прелюд — какая чистая палитра!
С его гармонией и ритмом отождествляю Божий суд.
Александр Дольский. «Вариации на тему Шопена»
Его называли варшавским Моцартом, а музыку, написанную им, сравнивали с поэзией Пушкина. Имя этого гениального музыканта Фридерик Шопен. Подобно Глинке в России, Листу в Венгрии, он стал первым польским музыкальным классиком. Но Шопен – это не только национальная гордость поляков. Не будет преувеличением назвать его одним из самых любимых слушателями всего мира композиторов.
22 февраля Фридерику Шопену (1810 – 1849) - польскому композитору XIX века, пианисту-виртуозу, педагогу, ярчайшему представителю романтизма в музыке, основателю польской национальной композиторской школы исполняется 210 лет.
Будучи превосходным пианистом, он практически все свои произведения писал для фортепиано, с которым связано всё самое неповторимое в шопеновской музыке – её трепетность, утонченность, «пение» гармонии. Композитор придал фортепиано свойства не только оркестра, но и человеческого голоса. Шопен по-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы – мазурку, вальс, полонез.
Несмотря на все советы соотечественников, Шопен так и не увлёкся идеей создания оперы на польский национально-исторический сюжет, тем не менее, он является глубоко национальным композитором, творчество которого прочно связано с характером, мыслями и чаяниями его народа и историческими судьбами его родины.
Для формирования Фридерика Шопена как художника очень большое значение имела общественная и культурная атмосфера Варшавы 20-х годов XIX века - эпохи, когда после потрясений наполеоновских войн Польша готовилась к возобновлению борьбы за восстановление недавно утраченной государственной независимости. Большое влияние оказала на Шопена польская романтическая литература и поэзия тех лет (Мицкевич, Бродзинский, Словацкий, Залесский и др.), с некоторыми представителями которых его связывали дружеские отношения. Многое в содержании и форме произведений Ф. Шопена навеяно этой поэзией.
Наивысший расцвет творчества Ф. Шопена относится к годам его связи с Жорж Санд (Авророй Дюпре), выдающейся французской писательницей, убеждённой демократкой, чуждой всяких предрассудков, с которой он познакомился, переехав в Париж в 1831г. после поражения Польского восстания. Их сближала, прежде всего, глубокая художественная одарённость. В остальном их натуры были противоположны. В годы 1839-1846 созданы самые совершенные и значительные произведения Шопена: сонаты си-бемоль минор и си минор, 3 и 4-я баллады, Фантазия фа минор, лучшие его полонезы, Полонез-фантазия, Баркарола и другие.
Творчество этих лет убедительно опровергает укоренившееся представление о Ф. Шопене как композиторе только трагическом или меланхолическом. Заключительные части некоторых произведений - это необычайно страстные и восторженные гимны любви, природе, жизни, красоте.
С конца 1844 г. (года смерти отца Шопена, которую он пережил очень тяжело) здоровье композитора стало ухудшаться. Разрыв в 1847 г. с Жорж Санд нанёс Шопену непоправимый удар. Последние два года жизни он почти не мог сочинять. Губительно сказался на здоровье Шопена и климат Англии, где он гастролировал с концертами (1848 г.). В Париж композитор вернулся уже смертельно больным.
Фридерик Шопен умер 17 октября 1849 г. от туберкулёза, не достигнув сорокалетнего возраста; тело Шопена погребено на парижском кладбище Пер-Лашез, рядом с могилой его друга композитора Беллини, а сердце перевезено, в соответствии с его волей, в Польшу. В продолжение многих лет оно хранится в одном из варшавских костёлов.
С нотными и аудио изданиями произведений Ф. Шопена можно ознакомиться в фонде сектора нот и звукозаписей.
Источники:
Маазель, Л. Шопен / Л. А. Маазель. – Изд-е 2-е, испр. и перераб. – Москва : Гос. музык. изд-во, 1960. – 39 с. – (Библиотечка любителя музыки).
Соловцов, А. Фридерик Шопен : лекция / А. Соловцов. – Изд-е 2-е, перераб. – Москва : Гос. музык. изд-во, 1953. – 32 с. – (В помощь слушателю музыки).
Творческие портреты композиторов-романтиков Ф. Шопена, Ф. Листа. – URL: https://studopedia.net/10_2339_tvorcheskie-portreti-kompozitorov-romantikov-fshopena-flista (дата обращения: 10.02.2020). – Текст : электронный.
Материал подготовлен сотрудником отдела литературы по искусству Рыбаковой Л. В.
- 1841 просмотр