ВЫСТАВКА ОДНОГО ШЕДЕВРА: РАФАЭЛЬ САНТИ «МАДОННА КОНЕСТАБИЛЕ»

01.10.2019 | 2744 просмотра(ов)

1502-1504 (Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург).

Рафаэль Санти (1483 – 1520) – итальянский живописец и архитектор эпохи Высокого  Возрождения.

Тема Богоматери стала для Рафаэля самой главной, получив в его творчестве идеальное воплощение. Пожалуй, никому другому ни до, ни после не удалось создать такие возвышенные и прекрасные образы, ставшие воплощением идеала материнской любви. Не зря художника называли «мастером Мадонн».

Рафаэль обратился к этой теме уже на самом раннем этапе своего творчества. Он был ещё совсем молод, когда создал свой первый шедевр - миниатюрную, всего 18 см в диаметре, картину «Мадонна Конестабиле».

Мадонна и младенец соединены в компактную группу – их связывает мотив молитвенника, который Мария держит в руке и на который смотрит маленький Христос. Склонённая голова Мадонны, плащ, мягко спадающий на плечи, головка младенца, золотые очертания нимбов – все эти плавные абрисы, весь ритм этих округлых линий находят естественное завершение в круглом обрамлении картины. Форма тондо воплощает завершённость, цельность мира.

Мария с младенцем изображена на фоне далёкой гряды холмов и зелёных долин, тонких стройных деревьев, прозрачных вод озера, высокого голубого неба. Вся картина пронизана тонким лиризмом. Облик юной мадонны, трогательно чистой, задумчивой и кроткой, удивительно созвучен образу весенней пробуждающейся природы, полной прозрачности и тишины.

Написанная в 1504 г., своё название – Конестабиле Мадонна получила лишь в XIX в., благодаря Джованни Карло дела Стаффа Конестабиле – представителя древнейшего рода, в коллекции которого среди ценнейших произведений искусства была и «Мадонна с книгой» (первое название картины). Картина была написана на доске, а в XIX в. её перевели на холст, несколько повредив. Однако при этом было сделано открытие: первоначально в руке Марии был плод граната. Он означал жертву Христа, его пролитую кровь.

Уже в этом небольшом произведении начинающего художника (в ту пору Рафаэлю не исполнилось и 19 лет) проявились черты, которые впоследствии заставят заговорить о нём как о величайшем мастере, - изящество линий, гармония форм, почти идеально построенная композиция.

В 1871 г. картина была выкуплена Александром II. Теперь это единственная работа Рафаэля в России и тем ценнее она для нас.

Выставка работает до 31 декабря 2019 г.

Куратор выставки: отдел литературы по искусству (2-й этаж, каб. № 36)

Русский