Автором около 20 памятников и скульптурных композиций в Йошкар-Оле является Андрей Николаевич Ковальчук — российский скульптор, народный художник Российской Федерации, педагог, председатель Союза художников России, академик Российской академии художеств. Андрею Ковальчуку присуждена Государственная премия Российской Федерации «за создание значимых патриотических скульптурных образов и вклад в развитие традиций отечественной пластической культуры».
7 сентября 2019 г. Андрею Николаевичу Ковальчуку исполнилось 60 лет. Уже несколько десятилетий он является одним из признанных и востребованных мастеров. Его работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, в музеях и в частных коллекциях.
Андрей Ковальчук родился в Москве, в семье архитектора Николая Адамовича Ковальчука. С 5-го класса, параллельно с общеобразовательной школой, он стал учиться в Краснопресненской художественной школе. Его желание и стремление быть скульптором укреплялось вместе с успехами в творческих работах. Конечно, в этом сказалась большая роль семьи. Отец много работал вместе со скульпторами над созданием различных памятников. С детства Андрей наблюдал за их работой и знал, что такое профессия скульптора. Кроме того, Н. А. Ковальчук преподавал в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывшем Строгановском). Отец стал для Андрея первым учителем, а в дальнейшем и соавтором. Вместе они создали более 10 памятников.
В 1976-1981 гг. Андрей Ковальчук учился в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывшем Строгановском), на отделении архитектурно-декоративной пластики. В училище преподавали педагоги старой классической советской школы, которые большое значение придавали профессионализму, пластической культуре и многому другому, что в отечественной скульптуре относится к несомненным достоинствам. «Остаюсь убеждённым в том, что, получив классическое образование, понимание и знание всех тонкостей ремесла, изучив хорошо историю искусства и современные художественные достижения, молодой автор может в дальнейшем самостоятельно определиться в выборе пластического языка», – говорит Андрей Ковальчук.
После окончания института в 1981 г. он работал в области малой пластики и активно участвовал в выставках. Уже ранние его произведения вызывали интерес и привлекали к себе внимание в среде старших коллег-профессионалов, критиков, ценителей искусства. В 1985 г. Ковальчук был удостоен премии Министерства культуры России и Союза художников России за скульптуру «Лев Толстой». В 1988 г. он получил первую премию на конкурсе проектов памятника жертвам Чернобыля в Москве. Хотя Андрей Ковальчук не был на месте трагедии, но отчасти пережил ужас случившегося. Он встречался в московских больницах с теми, кто был на атомной станции 26 апреля 1986 г. и выжил, общался с их близкими. Скульптору тяжело говорить об этих встречах, но они помогли ему найти нужное решение. В 1993 г. в Москве был открыт Мемориал памяти жертв Чернобыльской трагедии, который стал началом творческой карьеры А. Н. Ковальчука как художника-монументалиста.
Работы мастера в области монументального искусства последнего десятилетия внушительны и впечатляющи (более 50 памятников и скульптурных композиций). Благодаря природной одарённости, творческому воображению, яркой индивидуальности, неуёмному труду Андрей Ковальчук заметно увеличил и расширил круг своих благодарных зрителей, стал влиятельной публичной фигурой.
Андрей Ковальчук считает портретную пластику главной в своём творчестве. Среди моделей художника и известные исторические персоны, и видные деятели науки и культуры, и популярные личности нашего времени. Немало в его творчестве и образов собирательных, сочетающих в себе достоверность реальных образов и персонажей (например, «Пушкин и Онегин»).
Работая над историческими образами, Андрей Николаевич всегда предметно изучает материалы эпохи, перечитывает произведения писателей, биографии видных деятелей, мемуары, читает книги по теме, штудирует архивные документы, фотографии. «Чем глубже проработан материал эпохи, с которой связан герой, чем подробнее и точнее знание различных сторон его жизни, тем больше появляется вариантов композиционного решения, тем полнее, выразительнее и ярче будет раскрыт образ», – считает Андрей Ковальчук. Но в то же время для него важно, чтобы скульптура волновала душу и сердце: «В скульптурном произведении писатель или любой другой изображаемый человек может быть похож на реального, а может быть и не совсем похож. Для меня главное – посредством формы передать как можно выразительнее и глубже его образ. Момент похожести часто бывает вторичным. Не второстепенный, но точно не самый главный. Скульптура – это не воссозданный живой человек, это наше представление о нём». Уже учась в Строгановке, все скульптурные композиционные задания Андрей Ковальчук выполнял для конкретной архитектуры (интерьер, ландшафт, фасад). Это заставляло его думать о скульптуре как о части пространства, в котором произведение будет жить.
Особое место в творчестве скульптора занимают работы на церковную тематику. Он создал ряд памятников русским святым и видным церковным деятелям. Будучи совсем молодым, принимал участие в работе над скульптурным убранством храма Христа Спасителя. Наиболее полно православная тема зазвучала в его творчестве в 2000-е годы.
Создание памятника – процесс долгий. Например, работа по созданию памятника Кириллу и Мефодию длилась практически год. «В создании образов, с одной стороны, не хотелось уйти от канона, с другой стороны, нужно было обозначить авторский подчерк и взгляд, так как они должны чувствоваться. Хотя материала, который уже переработан и переосмыслен художниками, которые затрагивали данную тему и работали над образами этих великих людей, достаточно много, своей работой я удовлетворён. Мне кажется, удалось попасть в масштаб, потому что здесь существует определенное пространство, и памятник будет жить столетия», – отметил Андрей Ковальчук на открытии памятника в Йошкар-Оле в 2014 г.
У московского скульптора был своего рода соавтор-вдохновитель, благодаря которому центральные улицы Йошкар-Олы стали напоминать музей. В период с 2007 по 2014 гг. ни в одном из городов страны не было установлено столько памятников и скульптурных композиций, выполненных Андреем Ковальчуком, сколько в столице Марий Эл. Поэтому не случайно его называют известным «марийским» скульптором.
Скульптуры Андрея Ковальчука в г. Йошкар-Оле:
1. Памятник Ивану Андреевичу Оболенскому-Ноготкову, первому воеводе Царёва города на Кокшаге (2007)
2. Скульптурная композиция «Счастливая семья» (2007)
3. Скульптурная композиция «Дева Мария с младенцем Иисусом Христом» (2007)
4. Памятник «Священномученик Леонид, Епископ Марийский» (2008)
5. Скульптурная композиция «Древо жизни» (2008)
6. Памятник царю Фёдору Иоанновичу (2009)
7. Памятник «Святейшему Алексию II, Патриарху Московскому и всея Руси, основателю Йошкар-Олинской и Марийской епархии» (2010)
8. Памятник «Святые преподобные Пётр и Феврония» (2010), совместно с С. Яндубаевым и А. Ширниным
9. Скульптурная композиция «Архангел Гавриил» (2011)
10. Скульптурная композиция «Пушкин и Онегин» (2011)
11. Памятник Императрице Елизавете Петровне (2011)
12. Скульптурная композиция «Лоренцо ди Пьеро де Медичи Великолепный» (2012)
13. Скульптурная композиция «Свадьба века» (2012)
14. Памятник Н. В. Гоголю (2012)
15. Памятник Рембрандту (2012)
16. Памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию (2014)
17. Скульптура Людовико Моро (2007)
18. Скульптуры для часов на центральной башне Национальной художественной галереи (2007)
19. Скульптуры для часов «12 апостолов» (2011)
При подготовке материала использована следующая литература:
Народный художник России, действительный член Российской Академии художеств, лауреат Государственной премии России Андрей Ковальчук. Скульптура – [Москва]: Локус Станди, [2013. – 93 с.].
Новые памятники старого города. – Йошкар-Ола, 2013. – 18 с.
***
Беговых, Н. Почерк зрелого мастера / Н. Беговых // Юный художник. – 2002. – № 4. – С. 38-39.
Бойцова, Т. Возвращение в Ливадию / Т. Бойцова // Русское искусство. – 2018. – № 2. – С. 50-55.
Восстанавливая связь времен // Русское искусство. – 2014. – № 4. – С. 28-31.
Разговор после юбилея (скульптор А. Н. Ковальчук) // Юный художник. – 2010. - № 3. – С. 1-3.
- 4059 просмотров