Центр чтения Национальной библиотеки имени Чавайна продолжает рассказывать читателям об экспонатах выставки «Дамы эпохи» и о книгах, героинями которых эти дамы являются.
Знакомьтесь: ЭММА БОВАРИ, героиня романа французского писателя Густава Флобера «Госпожа Бовари» (1856).
Эмма Бовари – психологически очень сложный и противоречивый характер. «Элегантная, утонченная, романтическая молодая женщина оказывается в состоянии серьезного конфликта с обществом, которое не способно ее понять». Так формулируют литературоведы основную тему романа.
Простите, конечно, но боюсь, что ее не понимают многие. Более того, эта «мадам» чаще всего вызывает в читателях чувство неприязни и раздражения. Эгоистичная, запутавшаяся в любовниках дамочка, влезшая ради их удовольствия в огромные долги, которые не в состоянии будет выплатить ее муж, пренебрегающая своим ребенком, – какие еще эмоции может вызывать подобная женщина?!?!
Дело было так. Дочь фермера, юная Эмма, выходит замуж за сельского врача, для которого женитьба на красавице Эмме стала воплощением сокровенной мечты.
Однако для мадам Бовари существование в провинциальной среде оказалось непереносимым. Она скучает в браке. Мужа своего, человека, в общем-то, спокойного, достойного, безумно любящего свою взбалмошную жену, она ни в грош не ставит. В Эмме Бовари «бурлит романтизм». Она начиталась романов, и ей хочется, чтобы сильные чувства, обозначенные в книгах такими словами, как «страсть», «упоение», «блаженство», ворвались бы и в ее жизнь. Но реальность совсем не щедра на яркие события. Она скучна, монотонна и не так интересна, как ей мечталось. Жизнь в провинциальном захолустье не может предоставить юной мечтательнице ни одного бала, ни одного нашумевшего спектакля, ни одной модной выставки… И в Париж очень хочется… Но муж не в силах одарить ее идеальной романтической любовью, обеспечить тот образ жизни, к которому Эмма Бовари так стремится... Ничего этого нет! И не предвидится… Мир вокруг нее унылый и блеклый… Ску-у-у-чно...
Мечты о балах, о красивых платьях, о путешествиях, о внимании и любви мужчин, о всепоглощающей страсти, почерпнутые из романов и модных журналов, разбиваются даже не о суровую реальность (какая уж там «суровая реальность»!), а попросту о скучную, обыденную, провинциальную жизнь.
С одной стороны, это вполне понятно: душа всякой молодой женщины, да и не только молодой, стремится к чему-то большому и светлому – к поэзии жизни, а не к ее унылой прозе. Но Эмма начинает искать идеальной романтической любви и красивой жизни с одержимостью маньяка. Она чрезмерно тщеславна, она ненасытна в своих высоких притязаниях.
Пустую, ничем внутренне не наполненную и потому невесомую мадам Бовари начинает швырять из стороны в сторону, из крайности в крайность…
Экзальтированная, с более чем богатым воображением, она пускается во все тяжкие, ввязывается в сомнительные любовные авантюры. Чтобы порадовать своих любовников подарками, она делает дорогие экстравагантные покупки, влезая в безумные долги. Сначала это был дорогущий хлыстик для верховой езды… Дальше – больше…
Мадам Бовари не интересует никто и ничто, кроме нее самой, ее собственных страстей и ее любовников. Эгоизм этой женщины разрастается до такой степени, что она пренебрегает даже собственной дочерью. Ребенок становится для нее обузой, и в этом, конечно, особый трагизм ситуации…
Мадам Бовари стремительно скатывается вниз – к моральному и финансовому краху. И никто из ее возлюбленных не пожелал поддержать ее и помочь деньгами…
В конце концов, окончательно запутавшись в собственных чувствах и долгах, она видит единственный выход из создавшейся ситуации – мышьяк.
Флобер показывает, что попытка избежать скуки и рутины через адюльтер – это большая моральная ошибка, которая приведет к печальным и даже трагическим последствиям.
Кстати, вам подобный сюжет ничего не напоминает?
Например: молодая женщина с тонкой душевной организацией «задыхается» в неком «темном царстве». Слабохарактерный муж ей не опора и не поддержка. Грубость, произвол, диктат со стороны властных самодуров, ее окружающих, вынуждают пойти наперекор сложившимся диким нравам. Она рвется на волю, к светлым, но запретным чувствам… В конце концов, бросается с обрыва в омут.
Или: молодая женщина с тонкой душевной организацией рвется на волю из рутинной семейной жизни с достойным, но скучным, как ей кажется, мужем. Вопреки морали, она не считает нужным скрывать свою страсть к молодому офицеру. Более того, она бросает вызов обществу и открыто уходит к нему. Любимого сыночка Сережу она тоже бросает. Нет, она бы его не бросила, но кто ж отдаст ребенка «безнравственной» женщине… В конце концов, героиня бросается под поезд.
И таких примеров, при желании, можно привести много.
И тут я себя поймала на мысли, что к своим родным, русским героиням я отношусь с гораздо большим сочувствием и симпатией, чем к иноземным. Ну, вот не находится у меня повода для жалости и сочувствия к Эмме Бовари…
Почему так? Может, наши великие русские писатели – более великие, чем великие французские писатели?! Может, они убедительнее, психологичнее, точнее в нюансах, глубже копают в душах своих героинь, истовее страдают вместе с ними?.. Иначе, почему в аналогичных ситуациях мы неизбежно сочувствуем и симпатизируем нашим родным героиням, несмотря на их роковые ошибки, слабости, дурные поступки?..
Хотя, в случае с Флобером, мы не имеем права сказать, что он не проникся глубоко горькой судьбой своей непутевой, совсем даже не положительной героини. Всем любителям литературы хорошо известна фраза Флобера: «Госпожа Бовари – это я!» Цитирую дальше: «Когда я описывал сцену отравления Эммы Бовари, я так явственно ощущал вкус мышьяка и чувствовал себя настолько действительно отравленным, что перенес два приступа тошноты, совершенно реальных, один за другим, и изверг из желудка весь обед…»
В свое время, в середине 19 века, роман Флобера «Госпожа Бовари» породил в интеллектуальной среде бурные дебаты. Вопросы супружеской неверности яростно обсуждались и анализировались в обществе. В определенных литературных и социальных кругах роман восприняли с открытой враждебностью. Более того, сразу же после публикации романа против автора был начат беспрецедентный судебный процесс. Флобера обвинили в оскорблении общественной морали и религии. Впрочем, достаточно быстро писателю вынесли оправдательный приговор.
Многие писатели с мировыми именами, кстати, приняли роман Флобера с восторгом. И.С. Тургенев в свое время отозвался о «Мадам Бовари» как о лучшем произведении во всем литературном мире, а в 2007 году по опросу современных популярных авторов оказалось, что роман Флобера является одним из двух величайших произведений всех времен, сразу после «Анны Карениной» Л.Н. Толстого.
Давайте посмотрим на нашу куколку, изображающую мадам Бовари. Главное желание Эммы Бовари – это желание соблазнять, желание добиваться мужского внимания, любви… Роскошное платье цвета бургундского вина из шелка и газовой ткани, с прелестной отделкой басоном (тесьмой) и тонкой вышивкой по подолу полностью отвечает ее намерениям. Более светлая нижняя плиссированная юбка ни в коем случае не утяжеляет платье, а большой воротник-бант, закрепленный жемчужной брошью в тон платья, и черная широкополая шляпа, украшенная пышным страусовым пером цвета все того же бургундского вина и струящейся шелковой лентой цвета шампанского (в голову приходят исключительно сравнения с дорогими винами), добавляют наряду элегантности и эффектности.
Дорогие читатели! Выставка «Дамы эпохи» продолжает функционировать в Центре чтения Национальной библиотеки имени Чавайна. Вход на выставку свободный. Также совершенно бесплатно мы выдадим вам для чтения любую книгу, которая вас заинтересует, правда, с условием обязательного возврата. Приглашаем вас посетить выставку и воспользоваться богатейшими фондами библиотеки, которые мы с удовольствием предоставим в ваше полное распоряжение.
- 5161 просмотр