Отдел литературы по искусству приглашает ценителей и любителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой книжной коллекции по разным видам искусства.
«…Оград узор чугунный» : альбом / сост. и авт. текста Г. Г. Бунатян. – Ленинград: Лениздат, 1990. – 96 с.
Неповторим архитектурный облик Петербурга. В нём отражены разные стили популярные в зодчестве XVIII-XX столетий. Особую выразительность северной столице придаёт «чугунное кружево» садовых оград, перил мостов, фонарей, балконов. Ими восхищались поэты и прозаики с XVIII века и до наших дней. О них писали Батюшков, Пушкин, Лермонтов, Ахматова.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье, Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный…
(А. С. Пушкин)
Когда в начале XVIII века после победы в Северной войне на освобождённых русских землях рождалась новая столица, в декоративном решении фасадов зданий Петербурга преобладали простота и сдержанность. Но к середине XVIII века Россия стала одной из сильнейших держав Европы, и тема триумфа и величия зазвучали в жизнерадостном творчестве архитекторов Ф.-Б. Растрелли и С. Чевакинского. Нарядный рисунок оград и балконных решёток, выполненных в модном тогда стиле барокко, усиливал «звучание» созданных ими великолепных сооружений.
В середине 1760-х годов на смену пышному барокко приходит строгий классицизм. О том, с каким восторгом новый стиль воспринимался современниками, свидетельствуют слова поэта К. Батюшкова, который писал: «Взгляните на решётку Летнего сада, которая отражается зеленью высоких лип, вязов и дубов! Какая лёгкость и стройность в её рисунке! Я видел славную решётку Тюильрийского замка, отягчённую, раздавленную, так сказать украшениями – пиками, касками, трофеями. Она безобразна в сравнении с этой». Решётка «Летнего сада» (авторы Ю. Фельтен и П. Егоров) стала одним из символов Петербурга.
Во вкусе восемнадцатого века
Расставлен был в шпалерах Летний сад –
Теней Истории библиотека,
Живой свидетель царственных оград.
О Фельтен! Как дивятся поколенья
Твоей решётке (век она жива!),
Когда сквозь тонко связанные звенья
Просвечивает сизая Нева…
(В. А. Рождественский)
После победоносного окончания Отечественной войны 1812 года в русском искусстве зазвучала тема торжества и триумфа России. В композиции оград, балконных решёток и фонарей, созданных в то время, часто встречаются изображения воинских атрибутов и символов славы: лавровые венки, щиты, мечи, копья. Они напоминали о подвигах русских воинов (ограда Михайловского дворца, 1-й и 2-й Инженерные, Нижне-Лебяжский и 1-й Садовый мосты). «Пушечная» ограда Спасо-Преображенского собора смонтирована из стволов трофейных турецких пушек. Орудийные стволы установлены дулами вниз, как символ того, что из них уже никогда не вырвется огонь войны.
Многое в декоративном убранстве Петербурга напоминает о морской славе города, неразрывно связанного с просторами Балтики. Так в оформлении Аничкова моста присутствует трезубец Нептуна и морские коньки.
С 1830-х годов классицизм постепенно сменяет эклектика. Архитекторы используют в своём творчестве элементы разных «исторических» стилей – готики, барокко, восточной архитектуры. Классицизм воспринимался современниками как символ казарменного единообразия, проникшего во все сферы жизни в николаевскую эпоху, и «строгий, стройный вид» Петербурга уже не вызывал восхищения.
Поиски новых форм в искусстве привели к рождению стиля модерн. Художественные работы в металле того времени отличают плавные, «льющиеся» линии в сочетании с изображениями растений, цветов, женских масок. Всемирное признание получила ограда сада Зимнего дворца, выполненная по проекту Р. Мельцера. Модель звена этой ограды на Международной выставке в Париже в 1900 году была удостоена «Гранпри». Штампы, прессы и паровые молоты в работе не использовались. Листья, цветы, государственные гербы и вензели были выкованы исключительно от руки. После революции царские вензели и гербы были изъяты из решётки. Их вернули на место лишь в начале XXI столетия.
В советское время в рисунке новых ленинградских решёток и оград появляются государственный герб СССР, звёзды, знамёна, а в послевоенные годы к ним добавились пики, лавровые венки, ордена, в знак памяти о победе советского народа над фашизмом.
Особую прелесть Петербургу придают фонари. Они стоят на площадях и скверах, вдоль улиц и набережных, вечерами их светящиеся цепочки повторяют плавные очертания мостов над Невой.
Вечерний час. Мигая фонари
Возносят лики длинной чередою:
Над городом, под ясною звездою,
Фонарный свет, как отблески зари.
(А. Скалдин)
В советское время ленинградские архитекторы бережно относились к исторически сложившемуся архитектурному облику Петербурга. При строительстве новых мостов они использовали элементы классицизма, воссоздавали по фотографиям узоры утраченных перил и оград.
Прекрасный узор Петербургских оград также неотделим от облика города, как его белые ночи, шпили, мосты, гранитные набережные.
Уж алые неба опалы
Коснулися призрачных вод,
И – в тёмных решётках – каналы
Спешат отразить небосвод.
(В. Княжнин)
- 2156 просмотров