Отдел литературы по искусству приглашает ценителей и любителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой коллекции по разным видам искусства.
Хорт А. Н. Любовь Орлова / Александр Хорт. – М.: Молодая гвардия, 2007. – 357 с.: ил. – (Жизнь замечательных людей: сер. Биогр.; вып. 1067)
Сегодня наш рассказ о книге Александра Хорта «Любовь Орлова», выпущенной в серии «Жизнь замечательных людей». В предисловии к изданию отмечалось, что «любимица миллионов советских зрителей, народная артистка СССР, дважды лауреат Государственной премии Любовь Орлова взяла бы эту книгу в руки с явной настороженностью – она терпеть не могла вторжений в свою частную жизнь». И поэтому автор подчёркивает, что постарался собрать воедино рассыпанные по многочисленным источникам факты биографии Орловой и свидетельства её современников и привести лишь достоверные данные.
В конце 1930-х годов, после всенародного успеха фильмов «Весёлые ребята», «Цирк», «Светлый путь», Любовь Орлова была общепризнанной актрисой №1 советского кино. Она могла играть ткачиху, почтальона, журналистку, артистку цирка, домработницу, учёную даму, причём, готовясь к роли ткачихи Тани Морозовой, поработала на фабрике; вживаясь в роль почтальонши Стрелки, разносила письма. Особенность Орловой проявлялась в её универсальности – она сама, без всяких дублёров, пела, танцевала, прыгала с высоты в воду, взлетала под купол цирка. Конечно, в основе музыкального исполнительства лежит её учёба в консерватории и хореографическом отделении Московского театрального техникума. Но всего она добивалась не только благодаря таланту, но и огромным трудом. Это были ежедневные упражнения у балетного станка, отказ от любимых излишеств, расписанная по минутам жизнь.
Она, как и единственная, пожалуй, советская актриса, сравнимая с Орловой по популярности – Клавдия Шульженко, - умела казаться «своей» для простых людей. Шульженко все считали «девчонкой из рабочего посёлка», а ведь она окончила гимназию, в которой преподаватели разговаривали с учениками не иначе как по-французски. А «своя в доску» Любочка Орлова принадлежала к вполне достойному дворянскому роду. Полковник Михаил Орлов, герой войны 1812 года, Григорий Орлов, фаворит императрицы Екатерины II, и его супруга Марфа Козловская, ведшая свой род прямиком от Рюрика, - есть предки Любови Петровны Орловой. А среди семейных реликвий были экземпляр «Кавказского пленника» с дарственной надписью «Любочке – Л.Толстой» и фотография, на которой автограф «Маленькому дружку моему Любочке с поцелуем дарю сие на память. Ф Шаляпин». Да и сама Орлова вела образ жизни вполне аристократический: чего стоит знаменитая история о поездке в Париж за парой новых перчаток. Несомненно, этому способствовали брак с режиссёром Григорием Александровым и благоволение «императора» - товарища Сталина, испытывавшего неизбывную любовь к лирическим мелодрамам, благодаря чему звёздная пара счастливо миновала все перипетии 30-х годов, несмотря на близкое знакомство с Орджоникидзе, Кировым, Бухариным, Рыковым. Их союз был больше творческим, чем личным; недаром до конца жизни они обращались друг к другу на «вы». Впрочем, сор из избы звёздных супругов не выносился никогда, и об их истинных отношениях можно лишь строить догадки. Несомненно одно: на излёте своей карьеры и Орлова, и Александров не сумели вписаться в эпоху, найти своё место в изменившемся мире советского искусства. Этим объясняются их творческие неудачи, их потерянность в новом мире. Но тем не менее Любовь Орлову всегда помнили, любили и восхищались, и когда она шла по улице Горького в Москве, то встречные замедляли шаг, совершенно незнакомые мужчины снимали перед ней шляпы и даже на самых суровых лицах появлялись искренние улыбки. Всю свою жизнь Любовь Орлова неустанно и фанатично боролась за то, чтобы выглядеть на экране красивой. Она одна из первых советских актрис стала прибегать к пластическим операциям. Из страха показаться некрасивой Орлова отказывалась фотографироваться, сниматься на видеокамеру и всегда скрывала свой подлинный возраст.
В книге «Любовь Орлова» её автор Александр Хорт рассказывает об актрисе без дешёвой сенсационности, кропотливо составляя её портрет из мозаики документов, ролей и воспоминаний множества знавших её людей. Рассказывает о настоящей Народной артистке.
- 2455 просмотров