Отдел литературы по искусству приглашает ценителей и любителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой книжной коллекции по разным видам искусства.
Патерсен Бенжамен. Выставка «Петербург конца XVIII начала XIX в.». Ленинград. 1972.
Каталог выставки из фондов Государственного Эрмитажа. – Л., 1972.- 142 с.
К концу XVIII столетия Петербург превратился в один из красивейших городов мира. Расположение на берегах полноводной Невы, широкие площади и проспекты, строгие гранитные набережные, величественные здания, многочисленные каналы и живописные острова – всё это придавало городу неповторимое своеобразие.
«Какой город, мой дорогой друг! – писал в письмах к жене в январе 1793 года польский композитор М. Огинский. – После того, как я видел Лондон, Дрезден, и Вену, я всё же был ошеломлён, проезжая в карете по широким улицам этой столицы, которая сто лет назад ещё не существовала».
Красота Петербурга привлекала к себе внимание поэтов, писателей, художников, запечатлевших в своих произведениях неповторимый облик города. Среди иностранных мастеров, живших в России на рубеже XVIII-XIX веков и посвятивших своё творчество изображению Петербурга, особое место занимает швед Бенжамен Патерсен (1750-1815). Долгие годы имя этого художника находилось в забвении. Биографические данные о Патерсене остаются предельно скупыми и сейчас. Он родился в шведском городе Варберге в 1750 году. Пятнадцатилетним юношей начал обучение живописи в Гётеборге. К 1787 году относится первое упоминание о Патерсене в Петербурге, где он прожил почти 30 лет, до самой смерти в 1815 году, и создал около ста живописных, акварельных и гравированных видов города. Часть его работ находится в Эрмитаже и в других музеях Петербурга. Остальные получили прописку в Москве в Третьяковской галерее.
Первые произведения Патерсена с видами Петербурга уже в царствование Павла I украшали залы Зимнего дворца. В них ценили точность изображения архитектуры и деликатность цветовой гаммы, тонко передающей «холодный рассеянный свет ясных летних петербургских дней».
В первой половине XIX века полотна Патерсена были выставлены в галерее петербургских видов, которая находилась в здании Малого Эрмитажа. Создание в парадной царской резиденции такой галереи и возникновение подобных галерей в других дворцах свидетельствует о большой популярности в России жанра городской ведуты (пейзажа).
В отличие от иностранных видописцев, работавших в России, которые поверхностно фиксировали городской пейзаж, Патерсену присуще лирическое восприятие Петербурга. Он сумел прочувствовать прелесть и своеобразие «северной Пальмиры» и передать в своих работах строгий облик, прославленные архитектурные ансамбли, а также характерные черты повседневной жизни Петербурга рубежа XVIII-XIX веков.
Художник изображает эффектные панорамы с далёкими перспективами улиц, проспектов и набережных. Жизнь города в его композициях идёт неспешно: величаво течёт Нева, торжественно плывут красивые облака, медленно, как бы позируя, прогуливаются горожане, тихо беседуя и любуясь городом.
Рассматривая работы Патерсена, зритель знакомится почти со всеми известными архитектурными памятниками второй половины XVIII века: зданиями Академии художеств и Академии наук, Эрмитажа и Большого театра, Таврического дворца и Гостиного двора и др. На некоторых произведениях запечатлены здания, до нашего времени не сохранившиеся или значительно перестроенные. Часть архитектурных достопримечательностей Петербурга возводилась на глазах у Патерсена. Среди них Исаакиевский собор, Михайловский замок, Биржа на Стрелке и другие.
На первом плане картины «Исаакиевский понтонный мост и Сенатская площадь с Васильевского острова» (1794) изображена набережная, заполненная пёстрой толпой горожан. Воды Невы бороздят парусные суда. А в глубине, за мостом – одна из красивейших площадей Петербурга – Петровская (позже Сенатская) с монументом Петру I. На заднем плане высится Исаакиевский собор, сооружавшийся тогда по проекту А. Ринальди. Строительство его, начатое при Екатерине II, затянулось на многие годы. В момент написания картины возвели в мраморе только нижнюю часть собора. Художник, изобразив существующую нижнюю часть, верхнюю, с золотыми куполами и ажурной колокольней, дописал согласно проекту Ринальди, который так никогда и не был осуществлён. Собор наспех достроили из кирпича, так как весь мрамор по приказу Павла I пошёл на сооружение Михайловского замка. Более позднее произведение Патерсена «Исаакиевский понтонный мост и Сенатская площадь в дни празднования столетия Петербурга» передаёт уже реальный не слишком удачный облик завершённого архитектором Бренной собора, на который петербургские острословы того времени составили едкую эпиграмму: «Двух царствований памятник приличный: низ мраморный, а верх кирпичный». Существующий же сейчас в Петербурге Исаакиевский собор был сооружён на месте старого по проекту архитектора О. Монферана в 1818-1858 годы.
Слева на рассматриваемой картине Патерсена – здание старого Адмиралтейства с нарядной башней и стоящие на стапелях строящиеся корабли. Особый интерес вызывает изображение наплавного моста. Почти четверть века со времени основания Петербурга связь между частями города осуществлялась на лодках, парусных судах, а зимой по льду. Первый из наплавных мостов через Неву появился в 1727 году. Его назвали Исаакиевским по имени стоящего на берегу собора. Осенью во время ледостава мост убирали. Состоял такой мост из больших лодок, которые соединялись между собой канатами и перекрывались брёвнами и дощатым настилом. Для прохода мачтовых судов два пролёта моста делали разводными. Глубина Невы, сильное течение, ненадёжный грунт русла, а также мощные ледоходы создавали трудности в строительстве постоянного моста. Лишь к середине XIX века в Петербурге появился постоянный металлический мост.
Виды панорам старого Петербурга, а также описание к ним любознательные читатели найдут в предложенной вашему вниманию книге.
- 3088 просмотров