«Талантливый режиссер – достояние народа»
Е. Б. Вахтангов
Вахтангов Евгений Багратионович (1883-1922), российский режиссёр, актер, педагог. С 1903 года учился сначала на естественном, затем на юридическом факультете Московского университета, где в 1906 году организовал студенческий драматический кружок. Отвергнув коммерческую карьеру и наследство отца-фабриканта, увлёкся театром. В 1909 году поступил в московскую школу драмы А. И. Адашева. После окончания школы в 1911 году был зачислен сотрудником Московского художественного театра.
Вахтангов Е. Б. стал помощником режиссёра К. С. Станиславского в разработке и проверке нового актёрского метода, вскоре названного «системой Станиславского».
Начало нового этапа творчества Вахтангова датируется 1919 годом, когда в дневнике Евгения Багратионовича появляются записи, объединяющиеся в цикл «С художника спросится».
Вахтангов вёл экспериментальные занятия по «системе» с группой молодёжи театра. Среди молодёжных коллективов, где в 1912-22 годах преподавал Вахтангов, особое место принадлежало Студенческой драматической студии.
Этому коллективу суждено было далее стать Московской драматической студией под руководством Е. Б. Вахтангова (с 1917), 3-ей Студией МХАТ (с 1920), Государственным театром им. Вахтангова (с 1926).
Среди учеников Вахтангова – Б. В. Щукин, Р. Н. Симонов, Ц. Л. Мансурова, Ю. А. Завадский и др. Режиссёр Юрий Завадский вспоминал: «У каждого, кто в своей творческой жизни встречался с Вахтанговым, он сохранился в памяти как явление огромной, покоряющей силы и яркости».
В творческой деятельности Вахтангов как пропагандист «системы» К. С. Станиславского ценил «настойчивость и чистоту», видел в этом залог обновления театра. В практике Вахтанговым осуществлялись идеи студийности – этического «оправдания театра» как творчества жизни, правила безупречной дисциплины и корпоративной ответственности, ненависть к пустому лицедейству.
Гармоничность человеческой и творческой натуры Вахтангова в полной мере воплотилась в «Принцессе Турандот» К. Гоцци. Спектакль был задуман как эксперимент в области актёрской техники: студийцы должны были одновременно играть самих себя, артистов итальянской комедии масок, разыгрывающих сказку Гоцци, и, наконец, самих персонажей. Спектакль строился и репетировался импровизационно, включал в себя репризы на тему дня, интермедии-пантомимы, сознательные ироничные «выходы из роли» и разрушение сценической иллюзии при условии максимальной актёрской искренности и правды переживания. «Принцесса Турандот» стал классической постановкой нового театра, гимном юности, творчеству, новой жизни и символом эпохи.
Легендарный спектакль «Принцесса Турандот» – визитная карточка Государственного академического театра им. Евг. Вахтангова.
Первая российская театральная премия «Хрустальная Турандот» получила имя в честь героини сказки Карло Гоцци – Принцессы Турандот. Премия учреждена продюсером и режиссёром в 1991 году Борисом Беленьким и стала в России символом театральности.
В честь Е. Б. Вахтангова назван самолёт авиакомпании Аэрофлот.
В 1996 году Русскому театру во Владикавказе было присвоено имя Е. Б. Вахтангова.
Памятники Е. Б. Вахтангову установлены в Москве и Владикавказе.
В подготовке материала использованы издания из фонда Национальной библиотеки им. С. Г. Чавайна:
Вахтангов Евгений Багратионович // Большая российская энциклопедия. – Москва : Большая российская энциклопедия, 2006. – Т. 4.– С. 668-669.
Вахтангов Евгений Багратионович // Русский драматический театр : энциклопедия / под общей редакцией М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой [и др.]. – Москва : Большая российская энциклопедия, 2001. – C. 76-78.
Евгений Багратионович Вахтангов // Сто великих режиссеров / автор - составитель И. А. Мусский. – Москва : Вече, 2004. – С.91-96.
Евгений Вахтангов: материалы и статьи / составитель и редактор Л. Д. Вендровская. – Москва : Всероссийское театральное общество, 1959. – 476 с.
Вахтангов: записки, письма, статьи / составление и комментарии Н. М. Вахтанговой, Л. Д. Вендровской, Б. Е. Захавы. – Москва - Ленинград : Искусство, 1939. – 406 с.
Иванов, О. К. Вахтангов и вахтанговцы / О. Иванов, К. Кривицкий. – Москва : Московский рабочий, 1984. – 157 с.
Смирнов-Несвицкий, Юрий Александрович.Вахтангов / Ю. Смирнов-Несвицкий. – Ленинград : Искусство, 1987. – 247 с.
- 2415 просмотров