Всемирный день прав потребителей (World Consumer Rights Day – WCRD) отмечается ежегодно 15 марта.
Немного истории. 15 марта 1962 года президент США Джон Кеннеди обратился к Конгрессу с посланием, провозгласив, что американский гражданин обладает четырьмя неотъемлемыми правами:
- на безопасность предлагаемых на рынке товаров и услуг для его жизни, здоровья и имущества;
- на надлежащую информацию о каждом предложении, позволяющую потребителю рационально выбирать лучшее для себя;
- на саму возможность такого выбора;
- на представление своих интересов перед теми, кто принимает обязательные для участников рынка решения.
Впоследствии Международная организация союзов потребителей ConsumerInternational добавила к этому перечню ещё четыре права:
- на удовлетворение основных потребностей;
- на возмещение причинённого вред;
- на просвещение;
- на здоровую окружающую среду.
С 1983 года для большинства стран этот день – Всемирный день прав потребителей. Россия присоединилась к этому празднику после принятия Закона «О защите прав потребителей» в 1992 году.
Тематику Всемирного дня прав потребителей по сложившейся традиции определяет Международная Федерация потребительских организаций (Consumers International - CI). В 2019 году он проходит под девизом «Trusted Smart Products» – «Цифровой мир: надежные смарт-устройства».
Сегодня цифровые технологии изменили характер многих услуг и продуктов, так как встроенное программное обеспечение содержится во всё возрастающем количестве потребительских товаров. Появилась так называемая «умная электроника» – смарт-устройства (смартфоны, носимые фитнес-трекеры, голосовые помощники, «умные» телевизоры, часы, розетки и т.п.). Такие смарт-продукты отличаются тем, что имеют функции подключения к Интернету, и они непосредственно получают, собирают и отправляют самые различные данные о потребителях и потребительском поведении. Смарт-устройства уже становятся повседневной реальностью для потребителей во всем мире, что ознаменует коренное изменение процесса взаимодействия людей с умной электроникой и продвинутыми услугами. Они заменяют карты, ключи, пульты и многое другое. С помощью смартфона можно расплачиваться за покупки в магазине, ездить в общественном транспорте, открывать двери гостиничных номеров и даже двери собственного дома, не говоря уже об управлении всем домашним бытовым хозяйством.
Появление «умных» технологий приносит много возможностей для потребителей, однако существуют некоторые серьезные причины для беспокойства: сетевая уязвимость или утечка информации, нарушение конфиденциальности личных данных. Люди не знают о возможных рисках и о том, кто несёт ответственность при возникновении убытков. В этой связи является закономерным, что в Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года поставлены чёткие задачи в области защиты прав потребителей. Важно, чтобы люди обладали набором базовых прав и знаний, чтобы они были защищены.
Традиционно Национальная библиотека имени С. Г. Чавайна присоединяется к проведению Всемирного дня прав потребителя и организует различные мероприятия в целях повышения уровня правовой грамотности и информированности граждан о правах потребителей.
Уже проведены занятия в рамках проекта «Новый старт.55+», на котором присутствующих учили совершать он-лайн платежи, пользоваться смартфоном.
С 11 марта в библиотеке организованы тематические выставки литературы:
- «ЧТОБЫ ВАС НЕ ОБМАНУЛИ…» – книжная выставка, которую подготовил информационно-библиографический отдел. Здесь представлены законодательные материалы, комментарии, нормативные документы, справочники правовой тематики, судебная практика. Материалы выставки позволят защитить себя от недобросовестных продавцов, бессмысленных трат, правильно оформить интернет-заказ, грамотно составить претензию, узнать, куда можно обратиться за конкретной помощью или консультацией, а значит повысить уровень потребительской грамотности и самозащиту гражданами своих прав. Выставка будет работать до 24 марта (1-й этаж, 20 кабинет).
- «ПРАВОВОЙ ГИД ПОТРЕБИТЕЛЯ» – так называется выставка, которая экспонируется в отделе социально-экономической литературы. В представленных книгах даны ответы на вопросы: какие нормативно-правовые акты регулируют отношения в области защиты прав потребителей, какими правами мы обладаем, как их можно реализовать. Кроме того, вы узнаете, как грамотно составить претензию, как защитить свои интересы в суде. Выставка будет работать до конца марта (2-й этаж, каб. 47).
Напоминаем, что актуальная юридическая и справочная информация по вопросам защиты прав потребителей доступна в справочно-правовых системах «Консультант Плюс» и «Гарант».
13 и 14 марта будут организованы КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ ЗОНЫ:
- в отделе автоматизации – «Учимся пользоваться смартфоном». Читателям окажут помощь в освоении «умной» мобильной техники: расскажут, как подключиться к Wi-Fi сети, что такое «Скайп», как можно рассортировать электронную почту или видео из WhatsApp, зарегистрироваться в соцсетях, проконсультируют по электронным платежам;
- в секторе экономико-правовой литературы для желающих будут проводиться обучающие консультации по работе со справочно-правовыми системами «Консультант+», «Гарант».
Также в период с 11 по 17 марта любой желающий может принять участие в анкетировании Роспотребнадзора по Республике Марий Эл. Анкету можно заполнить в отделе контроля и регистрации читателей.
Всемирный день прав потребителей – повод ещё раз обратить внимание на то, что прогресс цифровых технологий должен прежде всего учитывать разносторонние интересы потребителей: это и право на качество и безопасность «умной» электроники, и право знать о том, как собирается, обрабатывается и используется личная информация.
Приглашаем всех желающих.
Вход свободный.
- 1787 просмотров