Замечательным представителем русской пейзажной школы был Станислав Юлианович Жуковский (1875 - 1944). Будучи учеником В. Поленова, В. Серова, С. Коровина, И. Левитана, он в лучших работах достиг высот своих знаменитых учителей. Интерьеры уходящих дворянских усадеб, их гармоничное единение с природой, временем года и временем дня, состояние самой природы – всё это являлось содержанием его художественных произведений начала 1910-х годов.
Среди них выделяются картины-интерьеры, в которых одним из главных героев стали первые предвестники весны - подснежники. Целый цикл произведений на эту тему был исполнен С. Жуковским как в акварели, так и в масляной технике.
Местонахождение акварели «Первые предвестники весны. Подснежники», датированной 1909 годом, до сих пор не обнаружено. Акварель с таким же названием, которую можно увидеть в Русском музее в Санкт-Петербурге, представляет собой ещё одно повторение в той же технике. Она была выполнена художником в 1910 году.
А в следующем, в 1911 году, было написано полотно «Подснежники», находящееся в данное время в коллекции Рыбинского историко-художественного музея (Ярославская область).
Мотив картины прост. На подоконнике в ящике цветут подснежники. Вытянувшиеся стебли цветов изогнулись и слегка поникли, напоминая своей формой орнамент стиля модерн. А за окном виден пейзаж с елями и берёзками, со снегом, лежащим в оврагах, с полем пожухлой травы, окаймлённой линией бесконечных лесов. Это тот период окончания зимы и того времени начала весны, когда сходят снега, реки наполняются талыми водами, а растения стремятся навстречу тёплым лучам солнца. И на этом фоне «вестники весны» выглядят, скорее, своеобразным символом хрупкой, беззащитной красоты.
В этой картине и комнату не сразу замечаешь, так как цветы на подоконнике замыкают угол окна, представляясь главным связующим звеном интерьера и пейзажа. Грань, связующая природу и пространство дома, эфемерна. Создаётся ощущение, как будто оконная рама елями в картине продолжается. Словно это и не рама вовсе, а ствол дерева. И цвет подоконника со цветом реки созвучен. А весенние цветы будто парят в пространстве окна.
Этот ящик с подснежниками, увиденный Жуковским в тверской усадьбе Милюковых Всехсвятское, стал героем ещё нескольких произведений художника. Ранние весенние цветы также встречаются в полотнах «Весенние лучи», «Праздник весны», созданные в том же, 1911 году.
Подснежники, праздник весны в природе вызывают ощущение праздника и в душе человека. И хотя показана повседневная скромная будничная красота средне - русского пейзажа, она оттеняется красотой натюрморта. И пейзаж, и натюрморт словно охвачены дыханием пробуждающегося светлого и прекрасного времени года.
Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.
- 127 просмотров