ВЫСТАВКА ОДНОГО ШЕДЕВРА. Борис Михайлович Кустодиев «МАСЛЕНИЦА»

02.03.2025 | 58 просмотра(ов)

Б. М.  Кустодиев (1878-1927) принадлежит к числу самых популярных и любимых в нашей стране мастеров живописи. Его дарование многогранно, но своеобразие его творчества особенно ярко проявилось в изображении традиционного быта, ярмарок, праздничных гуляний русской провинции.

С детства знакомый с церковными праздниками (будущий художник был воспитанником духовной семинарии) он знал назубок их распорядок.  В этом плане интересны его картины с массовыми сценами. Праздничную стихию, когда все, кто может, выходят «на люди», чтобы отдохнуть, развлечься, повеселиться, других посмотреть и себя показать, Кустодиев передавал с неиссякаемой увлечённостью. Такова звонкая, широкая «Масленница» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), написанная в 1916 году.

Это был трагичный год в жизни художника. У него развился необратимый паралич нижней части тела. Перед сложнейшей операцией врачи сообщают Юлии Евстафьевне, жене художника: «Чтобы удалить опухоль, придётся перерезать нервные окончания. Вам нужно решать, что ему сохранить, руки или ноги?» Супруга ответила, что художник без рук жить не сможет. После операции врачи запрещают Борису Михайловичу работать, но он уверен, что без живописи просто умрёт. Превозмогая сильные боли, художник продолжает писать картины, лёжа в постели. Позже Юлия Евстафьевна пересадила мужа в кресло-каталку, рядом приспособила небольшой столик, на котором можно было разместить художественные принадлежности, и Б. Кустодиев продолжал творить. Удивительно то, что именно в это тяжёлое для него время он пишет самые яркие, жизнерадостные картины: «Купчиха за чаем», «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина», «Матрос и милая» и знаменитую «Масленицу» - центральную работу всего его творчества.

Перед зрителем предстаёт целая панорама праздничного гуляния. Сказочный по красоте зимний русский город с деревьями в инее, вертикалями колоколен разного цвета и столбами морозного дыма над домами. Своеобразное дугообразное расположение сцен масленичных развлечений придаёт картине особую оригинальность без соблюдения, как и в народном искусстве, правильности масштабов. На переднем плане художник изобразил расписные сани с удалым возницей и румяными седоками, а по бокам, в меньшем размере, других едущих. В правой части – мастеровой с гармонью и с девушками, слева, у берёз, – мальчишки с салазками. Дальше, внизу, - карусель и балаган с массой народа, а возле них, на заднем плане, у городских торговых рядов, – стоянка лихачей и отъехавшие от них сани, набирающие скорость. И всё это – под холодным леденцово-зеленоватым небом с розовыми и светло-жёлтыми переливами облаков со стаями птиц - сливается в гимн во славу красоты и веселья русского праздника.

В последующие годы будут написаны ещё несколько «Маслениц» с такими же насыщенными и яркими красками. И всех их объединит радостное и светлое зрелище народного гулянья, когда все, от мала до велика, радуются тому, что уходит зима, и скоро, очень скоро придёт настоящая весна.

 

Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, главным библиотекарем отдела литературы по  искусству.

 

Русский