14 января в России отмечают День народного целителя – неофициальный праздник, истоки которого уходят далеко в древность. Людей, которые занимались врачеванием на Руси, называли народными лекарями, травниками, шептунами и знатцами.
Знахарь – самое распространённое название, которое произошло от древнерусского глагола «знать». Знахарем называли человека, отлично разбиравшегося в своём деле и ставшего профессионалом.
В Большой российской энциклопедии говорится: «Зна́харство, в традиционных культурах, лечебная, защитная, прогностическая магия. Отношение к знахарству было двойственным: в одних случаях считалось, что знахарство – дар от Бога, в других – что оно греховно, но, в отличие от колдунов и ведьм, знахарь не отрекается от Бога. Главным инструментом знахаря были заговоры и молитвы, обращённые к Богу, святым, природным стихиям. Также знахари использовали приёмы народной медицины: силу магических предметов и сакральных веществ (в том числе святой воды, освящённой вербы, соли, хлеба, венчальных свечей, лекарственных трав и т. п.)».
Вплоть до возникновения земской медицины в конце XIX века, знахари оставались единственными врачевателями, которые оказывали помощь крестьянам. Во времена СССР знахарство попало под запрет. Незаконное врачевание стало уголовно наказуемым преступлением. Сегодня знахарство не запрещается, но вести медицинскую деятельность имеют право только специалисты с соответствующим образованием. К сожалению, довольно часто знахарями объявляют себя люди с психическими отклонениями, не имеющие никакого отношения к врачеванию и не обладающие необходимыми знаниями. Подобные прецеденты наносят серьёзный удар по репутации знахарей и сеют сомнения в их компетентности.
У знахарей есть своя собственная иерархия.
- Травники занимались лечением с использованием разных целебных растений.
- Костоправы работали с вывихами и переломами. Они мастерски вправляли кости и сращивали их, накладывая специальные фиксирующие приспособления.
- Апитерапевты занимались лечением больных с использованием пчелиного яда, в котором содержится более пятидесяти активных компонентов.
- Терапевтическое кровопускание было основной методикой рудометов.
- Очных и кильных дел мастера отвечали за лечение глаз (офтальмология) и вправления грыж соответственно (хирург).
Эти профессии сохранились и сегодня.
Многие из средств, которые широко использовались знахарями, сначала нашли применение в народной, а после перекочевали и в официальную медицину. Например, именно знахари практиковали кровопускание и накладывание лубков на сломанные кости, использовали чернику при расстройствах кишечника и лук с чесноком при подозрении на развитие цинги.
К Дню народного целителя библиотека подготовила для вас статьи из лучших научных изданий, которые можно получить бесплатно по электронной почте ochz-nb@mail.ru.
Прямо сейчас рекомендуем почитать статьи из списка литературы в открытом доступе.
В статье «Народные традиции костоправства у калмыков (по данным полевых материалов)» рассказывается: «Цаганкаев Модла Дорджиевич, 1893 года рождения, проживал в п. Шатта Кетченеровского района КАССР. Работал в поселке ветеринарным санитаром. Был известным костоправом не только в Калмыкии, но и за её пределами. К нему за исцелением приезжали люди отовсюду. Его способности было трудно объяснить, он ставил на ноги пациентов с тяжёлыми травмами (ног, рук, позвоночника, рёбер, тазобедренного сустава и т. д.), которым врачи не могли помочь. Запись была проведена у его внука Балтыкова Валерия Дмитриевича, 1952 г.р., проживающего в п. Шатта Кетченеровского района Республики Калмыкия, который хранил дневники дедушки Модлы: «В селе Казанка Новосибирской области калмыцких семей было двадцать-двадцать пять. Проживал среди них костоправ Модла. По нынешним временам травматолог, замечательный человек. Я знал и видел людей, которых он лечил. Ему было тогда где-то тридцать пять, под сорок лет. Я помню хорошо тетрадку, в ней были нарисованы карандашом анатомии животных. Он лечил людей и животных. Мой старший брат, его сейчас нет в живых, упал с мотоцикла и пробил голову. Кость размером с большой палец попала в мозг. Медики не смогли определить характер травмы, даже рентген не показал пролом черепа. Брата привезли к костоправу. Он обстриг волосы на голове брата, сразу нашёл место пролома с неровными краями. С помощью бамбуковой палочки поставил на место эту косточку. Двое суток брат не спал, кричал от боли. Как только костоправ брал его на руки, он сразу затихал. Он прожил долго. Ни рентген, ни хирург не смогли, к сожалению, помочь так, как помог дедушка Модла. Такой был человек, великий врач».
В статье «Феномен отосута-лекаря в системе народной медицины Саха (Якутов): культурологический анализ» можно узнать, что «одним из самых талантливых отосутов-лекарей народа саха был Фома Петрович Чашкин – Куома Чааскын (1878-1966). Родился в II Игидейском наслеге Байагантайского (ныне Таттинского) улуса. Обладал ясновидением, телепатией, сильным гипнозом и иногда подшучивал над людьми, устраивая непредвиденные препятствия на пути. Считался очень сильным целителем, отосутом-лекарем. Успешно лечил многие болезни, в том числе так называемые неизлечимые. В целительской практике использовал кровопускание, высасывание болезни – «сүллэрдээһин», различные растения и травы, а также вырезанные из тонкой бересты фигурные бляшки, которые сам заговаривал. Он говорил, что травы целебны, но без его заговора помогут только наполовину. Фома Чашкин завещал людям осторожнее обращаться со словами, так как слова имеют силу воплощения, а также бережнее относиться к окружающей природе, понимая, что растения живые и знают, и понимают всё. Известный целитель-шаман Никон Алексеевич Васильев – Ньыыкан (1879-1984) родился в с. Ботулу Верхневилюйского улуса. Обладал всеми видами хирургических и физиотерапевтических методов лечения, применял секретные слова-заговоры. Он мог излечить все болезни. В целительской практике широко использовал снадобья из таежных растений и трав, делал кровопускания, использовал гипноз. В благодарной памяти тысяч исцеленных людей осталось тепло его души и сердца. Никон Алексеевич является не только народным целителем, но и мудрым человеком, краеведом, добрым, много знающим, всесторонне развитым человеком».
Информацию подготовила ведущий библиотекарь отдела периодических изданий О. В. Аралова
- 130 просмотров