Полюбить зиму гораздо проще, если отмечать зимние праздники как наши предки – с толком и расстановкой. О русских святочных традициях читателям журнала «Мир музея» рассказывает Александра Кормачева.
Святки начинаются с Рождества и завершаются Крещением. В Российской империи период Святок, или Святых дней, длился с вечера 24 декабря (по новому стилю это 6 января) по 6 января (н. ст. 19 января).
К празднику начинали готовиться с осени, когда забивали скот, готовили колбасы, ветчины, сосиски, сальтисон, лепили пельмени. Заранее ставили пиво и настойки, пекли пряники, готовили соленья и варенья, а также маски и костюмы для ряжения.
На Святки крестьянские дома украшали «пауком» – подвесной ажурной конструкцией из соломки, окна – ватой и игрушками. К праздникам тщательно убирали дом, запасали еду, чтобы можно было провести время без повседневных хлопот.
Святочные обычаи направлены на создание особого сакрального пространства. Считалось, что зимой время останавливается, и длится период безвременья, то есть в мире присутствуют живые люди, усопшие предки, силы божества и нечеловеческие существа, которых изображают ряженые: лешие, кикиморы, медведи, козы и др. Через праздничные блюда, которые поедали и ночью, тоже создавалась особое состояние. Пищевое изобилие в праздничные дни обещало достаток и изобилие на целый год.
Праздничный цикл длился 12 дней. В Рождественскую ночь не спали. Во дворах разводили костры из соломы, говорили, что таким образом «греют Христа», «греют родителей» или «ножки родителей». Блюдами с Рождественского стола «кормили мороз» – дух холода. Такой обычай должен был предотвратить заморозки после засевания полей весной.
Колядовщики и ряженые начинали ходить по дворам в ночь на Рождество (обход обычно делали вечером и ночью). В это необычное время под маской можно стать кем-то другим, сказать и сделать то, что хотелось, но нельзя было в обычное время. В основном этим занималась молодёжь. Молодые парни могли во время Святок насолить соседям, с которыми у них были свои счёты, например, утащить или закинуть на крышу дрова, перевернуть во дворе всё вверх дном. Считается, что ряженые становятся духами предков, поэтому и ведут себя не как люди. Приход ряженых – благоприятное событие, их действия – «магия плодородия». Ряженые и колядовщики поздравляют с Рождеством, поют песни хозяевам, желают добра и благополучия на следующий год. В ответ их нужно отблагодарить вкусной едой, в противном случае это не сулит ничего хорошего.
На Святки гадали. В романе «Евгений Онегин» кроме гадания на суженого упоминаются и подблюдные гадания. В блюдо девушки кладут свои личные вещи (перстенёчки, серёжки), которые накрываются платком. Далее одна девушка поёт гадательные песни, а другая вытаскивает вещь. Слова песен могли предрекать замужество, богатство, смерть. Гадали и на урожай. Под икону ставили на ночь «12 плошек» из луковой шелухи, в которые насыпали соль. А наутро смотрели, что стало с солью. Если плошка влажная, значит, месяц будет дождливым. Каждая «плошка» соответствовала одному месяцу.
На Святки устраивали вечёрки и водили особенный хоровод. Девушки и парни выстраивались в две линии друг напротив друга и двигались навстречу по очереди: одни задавали загадку – другие отвечали.
После Рождества Христова Церковь чествуют Богоматерь праздником Собор Пресвятой Богородицы. В народе он называется «Бабьи каши». В этот день бабы-роженицы собираются женским кругом вместе с повитухами, благодарят их за помощь в родах, готовят кашу, проводят обряды защиты для младенцев.
Третий день – Степанов, когда мужчины встречаются, чтобы пообщаться, высказать претензии, пересмотреть договорённости.
Следующий значительный день – Васильев вечер и Маланьина свадьба (канун старого Нового года, 13 января). По-другому их называют «богатая кутья», «щедрый вечер». Стол должен быть богатым и изобильным. Вечером ходят колядовщики с поздравлениями хозяев, наутро девушки «маланкуют», то есть поздравляют, а мужчины приходят во двор и посыпают зёрнами, чтобы год был урожайным. Традиции этого дня схожи со свадебными традициями.
В завершении Святок проходит праздник Крещения или Богоявления. Пришло время ряженым смыть с себя всё нечеловеческое. Накрывают постный стол, который называют «голодная кутья». На столе поминальные блюда: кутья, блины, кисель, хлеб. В канун Крещения считается, что вода обладает целебной силой во всех источниках. Водой освещают дом от всего, что могли нанести в период Святок хозяева и ряженые. Полезно окунуться в неё и запасти на год.
Узнать о традициях наших предков отмечать праздничные зимние дни и о том, что делали в Сочельник перед Рождеством, зачем застилали соломой дома, и какой образ плодородия и изобилия должен лежать на столе, можно вместе с 1-м номером журнала «Мир музея» за 2024 год.
Информацию подготовила ведущий библиотекарь О. В. Аралова
- 89 просмотров