Национальная библиотека имени С. Г. Чавайна в Год театра открывает рубрику «ТЕАТР. СТО ЛЕТ НАЗАД»
Какие театральные события будоражили зрителей в 1919 году, для каких театров он стал годом основания и какие постановки-спектакли были рождены – об этом и многом другом вам расскажут издания из фондов Национальной библиотеки.
В представленных материалах найдут отражения и воспоминания очевидцев о событиях столетней давности – прославленных театральных деятелей: режиссёров, актёров, сценографов.
С чего всё начиналось, вы узнаете в этом выпуске.
Театральный отдел Народного комиссариата по просвещению РСФСР (ТЕО Наркомпроса)
«Да будет театр не одно праздное зрелище, но и всех объединяющая высокая радость».
Из обращения Театрального отдела Народного комиссариата по просвещению.
1919 год. Организуется при Народном комиссариате по просвещению театральный отдел – ТЕО Наркомпроса, На ТЕО было возложено общее руководство театральным делом в стране. Возглавлял отдел Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933) – государственный деятель, публицист, литературный и театральный критик, драматург.
ТЕО состоял из ряда секций (историко-теоретическая, экспериментально-режиссёрская, педагогическая) и студий (экспериментальная, детских театров, национальных театров и др.).
ТЕО организовывал лекции и диспуты, рассылал рекомендательные списки лучших драматических произведений, занимался учётом и охраной частных театральных библиотек, музеев и коллекций.
Из обращения Театрального отдела Наркомпроса по просвещению «Ко всем национальностям России»:
«Признавая искусство театра по своему существу его наиболее революционным и актуальным, ставит в ряду прямых своих задач на почетное место создание условий для возникновения и процветания театра и драматургии и среди тех национальностей России, которые до сих пор находились в стесненном положении, либо вовсе театра еще не имели. С этой целью при Театральном отделе Народного комиссариата (Москва, Неглинная ул., д. 9) образуется особая коллегия национальных меньшинств, уже приступившая к работе. Создаются уже кадры инструкторов как для проведения путем устной живой пропаганды идей нового театра, так и для практической помощи начинаниям на местах; разрабатывается примерный репертуар, печатаются отдельные пьесы и т. д.».
В связи с этим, примечательно, что 29 ноября 1919 года – День основания Марийского драматического театра.
Большое влияние на деятельность ТЕО Наркомпроса оказал декрет, подписанный В.И. Лениным в августе 1919 года «Об объединении театрального дела», провозгласивший национализацию театров. Несмотря на тяжелейшее экономическое положение, театры переходили на государственное обеспечение. Театр становился одной из активных форм просвещения, агитации и эстетического воспитания. Декретом вводились две категории театров: автономные и неавтономные, также делились на театры государственного и местного значения. И в настоящее время у нас есть театры федеральные, региональные и муниципальные. То, что было заложено тогда, составило основу современного законодательства.
Более подробно история ТЕО Наркомпроса представлена в изданиях Национальной библиотеки им. С.Г.Чавайна:
Русский драматический театр : энциклопедия / под общ. ред. М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой [и др.] – Москва : Большая рос. энцикл/, 2001. – 567 с.
Советский театр. Документы и материалы. Театр народов СССР. 1917-1921 / под ред. А. Юфит. – Ленинград : Искусство, 1972. – 255 с.
Марков П. А. О театре [в 4 томах]. Т.1. Из истории русского и советского театра / П. А. Марков. – Москва : Искусство, 1974. – 542 с.
Советский театр. К тридцатилетию советского государства / под общ. ред. М. С. Григорьева. – Москва : Всерос. театр. о-во, 1947. – 639 с.
- 2424 просмотра