В центр чтения Национальной библиотеки поступила серия книг «Зеркало памяти», в которой изданы мемуары выдающихся советских актёров, режиссёров, певцов и других деятелей культуры. В этих интересных содержательных книгах, которые отличает качественное полиграфическое оформление, авторы рассказывают о своей творческой биографии, коллегах по ремеслу, о примечательных моментах личной жизни, делясь порой самым сокровенным. Серия будет интересна всем любителям мемуарной литературы.
18 ноября 1927 года родился Эльдар Александрович Рязанов, один из самых любимых российских режиссёров, сценаристов и драматургов. Он создал фильмы удивительной доброты, искренности, согревающие сердца миллионов людей, а самое главное – дарящие надежду на лучшее будущее. Его легендарные киноленты «Карнавальная ночь», «Берегись автомобиля», «Старики-разбойники», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Служебный роман», «Гараж», «Вокзал для двоих» мы пересматривали много раз, хотя знаем их почти наизусть. Магия таланта гениального режиссёра побуждает нас смотреть эти фильмы вновь и вновь.
Полное название книги Эльдара Рязанова, о которой пойдёт речь, звучит так: «Грустное лицо комедии, или Наконец подведённые итоги». Это не первая его книга. Ещё в 1983 году были изданы «Неподведённые итоги» Э. А. Рязанова. Довольно объёмная биографическая книга, в которой автор раскрыл секреты своей души и творчества. Она выдержала несколько переизданий, поскольку пользовалась большим читательским спросом (в центре чтения имеются эти книги – зачитанные, как говорят, до дыр). Но время шло – появлялись новые фильмы, авторские телепрограммы, рождались пьесы, повести, сценарии, стихи... И наконец, по словам Э. Рязанова, настал час «подвести итоги». Его книга «...Подведённые итоги», по сути, исповедь человека, который всю жизнь отдал кинематографу. Вряд ли кто иной мог бы рассказать о фильмах и творчестве Рязанова лучше его самого. Это у мастера получилось с блеском! А сколько юмора, иронии и самоиронии в весёлых и грустных историях, связанных с рождением его знаменитых кинолент! Так умеет писать, наверное, только Эльдар Рязанов. Поэтому читать его книгу необычайно интересно!
С любовью и благодарностью вспоминает режиссёр тех, кто снимался в его фильмах: «Я рад, что в моих комедиях начали свой творческий путь многие актёры и актрисы, которые вошли в наше искусство прочно и надёжно». Эти слова относятся к Иннокентию Смоктуновскому, Людмиле Гурченко, Юрию Яковлеву, Ларисе Голубкиной, Андрею Мягкову, Алисе Фрейндлих, Светлане Немоляевой и многим другим. Вот как, к примеру, пишет в своей книге режиссёр о таланте Олега Басилашвили: «Басилашвили – это артист-оркестр! Он может поведать о таких извивах человеческой психологии, залезть в такие недра людской души, демонстрируя одновременно смешное и чудовищное, благородное и гадкое, красивое и безобразное, что только диву даёшься. У него необыкновенно мощный актёрский диапазон, подкреплённый дьявольским профессионализмом».
Людмила Гурченко, впервые сыгравшая роль в фильме Рязанова «Карнавальная ночь», после премьеры которого «проснулась знаменитой», потрясла его во время съёмок «Вокзала для двоих» своей кипучей энергией («атомный реактор» – так называл её режиссёр), став, по сути, соавтором всех создателей фильма: сценариста, режиссёра, оператора, художника. Она пропускала весь процесс создания кинокартины через себя и вносила много своих мыслей, идей, потому что, по словам Рязанова, «безупречно владеет профессией и знает все нюансы кинопроизводства». Целиком отдавая себя фильму, она была «невероятно дисциплинирована, исполнительна и всегда готова к бою», продумывая до конца каждую мизансцену. Вспомните потрясающий эпизод в фильме: стремительный шаг, почти бег Веры по железнодорожному мосту после сцены прощания с Платоном (Олег Басилашвили). Возможно, они сейчас простились навсегда... Оператор снимает её со спины. Людмила Гурченко ТАК спиной показывает всё отчаяние, боль, тоску и горечь своей героини, что зритель ей верит сразу и безоговорочно и глубоко сопереживает. Такова сила искусства и настоящего таланта!
Именно об этих талантливых актёрах, с которыми работал Эльдар Рязанов, он написал в своей книге: «Мне всегда везло на даровитых спутников в работе...» Во многом благодаря им фильмы большого мастера один за другим становились успешными и любимыми зрителем.
Эльдар Рязанов в своей книге выразил сожаление, что «жизнь длинная, и впихнуть всё, что кажется важным, конечно, не удалось», но тем не менее пожелал «интересного по ней путешествия». Чего и мы желаем вам, уважаемые наши читатели!
Осталось отметить, что книга в числе других изданий подарена Национальной библиотеке им. С. Г. Чавайна заместителем Председателя Правительства Республики Марий Эл – министром культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл Константином Ивановым.
Рязанов Э. А. Грустное лицо комедии, или Наконец подведённые итоги / Эльдар Рязанов. – Москва: Издательство АСТ, 2022. – 672 с.: ил. – (Зеркало памяти).
Материал подготовлен В. В. Зориной, главным библиотекарем центра чтения
- 96 просмотров