По выставочным залам фестиваля «БиблиоART»

19.11.2018 | 1770 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству продолжает знакомить Вас с выставочными экспозициями Фестиваля современного молодёжного искусства «БиблиоART» (25 октября – 25 ноября 2018 г.). Среди экспонатов выставки важное место занимают изделия из керамики.

Люди с незапамятных времён лепили из глины необходимые в быту предметы. Но в руках талантливых мастеров самые обычные вещи превращались в истинные произведения искусства, такие, как представленные холле третьего этажа библиотеки работы художника-керамиста Полины Метельковой - участницы и лауреата российских и международных выставочных проектов и конкурсов.

В 2014 г. Полина окончила Санкт-Петербургскую художественно-промышленную академию им. А. Л. Штиглица (кафедра керамики и стекла). С 2016 г. является членом Союза художников России.

В экспозиции «Мой мир» художница представляет керамические пласты, выполненные в смешанной технике (ангобы, глазурь, надглазурная и подглазурная роспись), арт-объекты «Фигура человека». Произведения Полины Метельковой обладают неярким колоритом. Используя охристо-коричневую цветовую гамму, молодая художница отражает события своей жизни, опираясь на ежедневные наблюдения и впечатления от череды проходящих дней.

Ещё одна самобытная художница, излюбленным материалом которой является глина – Смирнова Юлия. Юлия – член Союза художников России, член Союза дизайнеров России и член Союза фотографов России. Она закончила художественно-графический факультет Чебоксарского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева по специальности «декоративно-прикладное искусство». Сейчас работает преподавателем в Детской художественной школе № 1 г. Йошкар-Олы.

Ю. Смирнова принимала участие в российских и международных художественных выставках и проектах. В своей творческой работе Юлия Смирнова постоянно ищет новые выразительные средства, использует разнообразные материалы и техники обжига. Выразительность образов достигается художницей за счёт виртуозного владения глазурью и возможностями фактуры используемого материала.

Предоставленные на выставку работы проникнуты любовью к культуре марийского народа, его традициям и легендам. Скульптурные композиции «Танец и песня», «Рыбаки» привлекают чистотой форм, пластичностью силуэта, одухотворённостью. В триптихе «Мать рода» ключевое место отведено орнаменту. Художница использует мотивы марийского народного орнамента и костюма, украшая ими предметы мелкой пластики и декоративной посуды.

Навеянные детскими сказками и впечатлениями от произведений великих художников прошлого удивительно поэтичны «Принцесса на горошине», «Принцесса с книгой» и «Принцесса с кошками». Каждая из этих керамических принцесс имеет собственный характер и особое настроение.

Для учащихся Йошкар-Олинского художественного училища особенно близкой оказалась поэтика модернистских направлений начала XX века: кубизма и абстракционизма. На выставке представлены ваза Петрова Артёма «Геометрика – моё всё» и кашпо Якутиной Александры «Мондриан во мне». Пит Мондриан – один из основателей абстракционизма. Его картины в большинстве своём представляют собой комбинации разноцветных прямоугольников, построенных на основе специально выработанных художественных правил. В 1912 году он начал создавать геометризованные изображения парижских соборов и парков, делая первые шаги к системе, которая впоследствии получит название «геопластицизм» - живопись с опорой на математику. Отталкиваясь от находок модернистов, современные молодые художники создали серию керамических панно на тему «Мой родной город», посвящённую архитектурным мотивам Йошкар-Олы: «Купеческий дом Наумова. Музей керамики», «Вантовый мост», «Храм науки» и т. д.

На протяжении многих веков предметы из металла делали люди особой квалификации – кузнецы. Они были главными среди ремесленников и являлись универсальными мастерами. В культуре любого народа кузнец считался мастером на все руки, который, кроме создания бытовой утвари, делал ещё и различные художественные предметы из металла. Древние люди верили, что кузнецу под силу выковать всё что угодно. Один из героев карело-финского эпоса «Калевала» кузнец Илмаринен, был настолько искусным мастером, что выковал даже небо. Такому представлению о кузнеце способствовала таинственность его профессии, постоянная связь с двумя почитаемыми стихиями – огнём и водой. Талант и искусство художника-кузнеца в соединении с этими стихиями рождали из обычного металла истинные произведения декоративно-прикладного искусства.

Таким искусным мастером кузнечного дела является Роман Тетешев – выпускник факультета декоративно-прикладного искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. Штиглица. Ему подвластны многие секреты изготовления из металла предметов различного назначения, начиная от кованых оград, окружающих дома, и заканчивая изящными предметами интерьера: подсвечниками, дверными ручками, декоративной скульптурой, а также ювелирными украшениями.

 

Отдел литературы по искусству (куратор Фестиваля) – т. 56-61-49

Русский