ДЕКАДА ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Любимец Фемиды

24.10.2024 | 111 просмотра(ов)

Анатолий Кони – общественный деятель и судебный оратор. О себе он говорил: «слуга правосудия, но не лакей на службе у правительства». Кони пережил три революции и до конца дней следовал своим принципам.

Анатолий Кони родился 28 января (9 февраля) 1844 года в Санкт-Петербурге. Он рос и воспитывался в семье театрального деятеля и драматурга Фёдора Алексеевича и его супруги Ирины Семёновны, которая была актрисой и писательницей. От родителей мальчик унаследовал любовь к театру и литературный талант. Хотя последнее качество было развито также благодаря общению с Иваном Ивановичем Лажечниковым, его крёстным отцом и историческим романистом, знавшим Александра Пушкина.

Помимо Анатолия в семье также подрастал его брат Евгений. Отец делал всё возможное, чтобы научить сыновей думать, не следуя за большинством. Дети постоянно обсуждали с отцом прочитанное, развивая тем самым независимость мышления. 

В 1861 году Анатолий поступил на математическое отделение Санкт-Петербургского университета, а через год, когда по причине студенческих беспорядков вуз был закрыт на неопределённый срок, юноша перешёл на второй курс юридического отделения Московского университета.

Отказавшись от родительской помощи, Анатолий подрабатывал репетиторством: преподавал арифметику, историю, словесность. При этом многое успевал: помимо лекций, посещал театры, дружил с писателями, читал много книг, в том числе труды иностранных учёных.

После получения диплома Анатолий Кони работал помощником секретаря по уголовному департаменту Санкт-Петербурга, затем – секретарём прокурора в Москве, с осени 1867 года – товарищем прокурора Харьковского окружного суда.

К тому моменту у Кони начали проявляться первые симптомы болезни (после длительного сильного напряжения голоса у него шла горлом кровь) и он был вынужден уехать лечиться за рубеж. Здесь он сблизился с министром юстиции Константином Паленом, который содействовал тому, чтобы Анатолия перевели в Санкт-Петербург. После этого он начал своё стремительное восхождение по карьерной лестнице.  

На судебных процессах Кони выступал с яркими и конструктивными речами, приводящими в восторг всех присяжных. Более того, его обвинительные речи печатались в разных изданиях. Он стал одним из самых авторитетных юристов не только в городе, но и в стране.

Дело Веры Засулич в судьбе блестящего юриста сыграло большую роль. 28-летняя народница Вера Засулич стреляла в питерского градоначальника Фёдора Трепова, возмутившись тем, что он устроил публичную порку заключённого, не снявшего перед ним шапки, хотя закон уже запрещал телесные наказания. Самоуправство генерала вызвало волну народного гнева, а террористке рукоплескали или сочувствовали, но никто не осуждал, тем более что она только ранила свою жертву. Тем не менее, по обвинениям ей грозило от 15 до 20 лет каторги.

Благодаря прекрасно продуманной речи Кони убедил присяжных в невиновности Веры, поскольку та якобы не стремилась убить чиновника. Накануне заседания сам император Александр II требовал от юриста, чтобы женщина обязательно отправилась за решётку. Однако Анатолий Кони отказался подыгрывать как императору, так и судьям. Кони, который практически выполнил работу адвоката, получил предложение сложить полномочия, но не согласился с этим и был переведён из уголовного отдела в гражданский.

В последующие годы Анатолий Фёдорович часто подвергался гонениям со стороны власти, его обходили наградами и не допускали к серьёзным судебным разбирательствам.

Когда началась революция, Кони потерял работу и стал распродавать собственноручно собранную библиотеку, чтобы купить еду. Подарок в виде белого хлеба на день рождения в 1921 году он позже назвал самой большой наградой. Последние годы жизни Анатолий Фёдорович преподавал в Петроградском университете ораторское искусство, уголовное право, этику общежития.

Кони выиграл более 5000 дел из 6000, в которых участвовал. Он считал важным изучение психологии, социологии и криминологии для понимания преступного поведения и вынесения справедливых приговоров.

Кони никогда не был адвокатом, но благодаря своей беспримерной справедливости остался в народной памяти скорее защитником, а не суровым обвинителем.

Однажды он защищал в суде затравленного школьника, ударившего ножом одноклассника, который много лет, встречая его, обзывал «горбуном». В начале заседания Кони поприветствовал присутствовавших: «Здравствуйте, уважаемые присяжные заседатели!» Те поздоровались в ответ. Тогда адвокат снова поздоровался: «Здравствуйте, уважаемые присяжные заседатели!» Те снова вежливо ответили. А Кони приветствовал их вновь и вновь, пока судья и присяжные не потребовали вывести Анатолия Фёдоровича из-за его издевательства. «А это всего лишь тридцать семь раз», – закончил свою «речь» Кони. В итоге гимназиста оправдали.

Кони писал мемуары, которые стали ценным источником информации о российской судебной системе конца XIX – начала XX века. Также он был автором работ, в которых описывал свои впечатления от общения с разными литераторами, среди которых Лев Толстой, Фёдор Достоевский и Николай Некрасов.  

О своей личной жизни, которая целиком слилась с профессиональной, Кони говорил со свойственной ему лёгкой иронией: «Я до самозабвения влюблён был в являвшуюся мне, точно Венера из морской пены, с повязкой на глазах Фемиду...»

Анатолий Фёдорович скончался 17 сентября 1927 года. Причиной смерти общественного деятеля стала пневмония, которой он заболел, читая лекцию в холодном здании Дома учёных. 

Проводить Анатолия Фёдоровича в последний путь пришло много людей, а отпевание совершали восемь священнослужителей и двое дьяконов. По воспоминаниям пришедших на похороны, церковь была переполнена.

В фонде Национальной библиотеки находится литература о жизни и профессиональной деятельности Анатолия Фёдоровича Кони – одного из ярких представителей русской интеллигенции рубежа конца XIX – начала ХХ века. Также можно познакомиться с его лучшими судебными выступлениями. 

 

Материал подготовила на основе информации из открытых источников заведующая отделом социально-экономической литературы С. П. Колчина

Русский