ЖУРНАЛЬНАЯ ПАНОРАМА. Интересно учить, интересно учиться

28.09.2024 | 96 просмотра(ов)

Отдел периодических изданий продолжает знакомить с журналами прошлых лет в рамках проекта «Журнальная панорама». Новая выставка под названием «Интересно учить, интересно учиться» в приурочена к Дню учителя.

На выставке представлены журналы советского периода 1970-х и периодические издания 2000-х годов. Много интересных статей, опубликованных в журналах, заслуживают внимания педагогов, родителей, абитуриентов педагогических учебных заведений и всех, кто интересуется педагогикой.

Здесь заинтересованный читатель найдёт издания для образования и воспитания всех возрастов. Вот некоторые из них: «Дошкольное воспитание», «Дошкольное образование», «Дошкольная педагогика», «Начальная школа», «Начальная школа плюс до и после», «Русский язык в школе», «Литература в школе», «Биология в школе», «Искусство в школе» и другие. Читателям предлагаются журналы издательства «Первое сентября»: «Литература», «Русский язык», «Математика», «Информатика», «Географии», «История», «Физика», «Химия», «Искусство», «Школьный психолог», «Дошкольное образование» и другие. Несколько изданий для образования детей с нарушениями развития «Дефектология», «Логопед», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». Вопросы истории образования и педагогики и современные направления развития рассматривают журналы «Народное образование», «Педагогика», «Вопросы психологии» и другие. Порадуют вас методическим опытом издания прошлых лет: «Советская педагогика», «Воспитание школьников, «Физическая культура в школе», «Математика в школе», «Физика в школе» и другие.

Вниманию читателей представлены методические материалы для подготовки к урокам и повышения профессионального уровня. Познакомим с некоторыми публикациями.

Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор кафедры физики и методики обучения физике Юрий Аркадьевич Сауров в статье «О методологии организации методической помощи учителю», опубликованной в журнале «Педагогика» (№2 за 2023 год), даёт понимание статуса практики и науки в современном постнеклассическом российском обществе. Автор утверждает, что практика, всегда выше науки, и, вместе с тем, научная деятельность, как практика особого рода, выше многих других деятельностей. В этом контексте методическая помощь учителю в целом должна быть системной и максимально конкретной, то есть технологической, нормативной. Подчёркивается, что в сложной и многообразной деятельности конкретного преподавателя всегда есть место свободному творчеству.

Практические рекомендации даны в статье Е. И. Шулепникова «Происхождение человека: что нужно знать учителю истории и обществознания», опубликованной в журнале «Преподавание истории в школе» (№10 за 2021 год). Автор пишет: «В учебной литературе, на интернет-сайтах, в группах социальных сетей, куда обращаются школьники для подготовки к ЕГЭ, можно встретить упоминание о разных теориях происхождения человека: трудовой, эволюционной, религиозной и даже теории палеовизита. С научной точки зрения это не вполне корректно. Трудовая теория Ф. Энгельса предполагает эволюционное происхождение нашего вида. Что касается «палеовизита инопланетян», то он является плодом фантазии. Никаких сведений о посещении нашей планеты пришельцами из космоса у учёных нет. Инопланетянин остаётся персонажем книг, фильмов, компьютерных игр, но не объектом изучения науки… Педагог, затрагивающий любые научные вопросы, в том числе не касающиеся его дисциплины, не должен проявлять некомпетентность. Поэтому не стоит доверять многочисленным псевдонаучным сайтам. Не являясь специалистом в естественных науках, позволю себе предостеречь коллег от нескольких весьма распространённых ошибок. Категорически не рекомендуется: 1. Называть современную эволюционную биологию «дарвинизмом»…»

В журнале «Народное образование» (№3за 2022 год) опубликована статья «Цифровые ограничения: как учителю адаптироваться к новым реалиям», где  представлен обзор отечественных образовательных решений от конструкторов тестов до полноценных обучающих платформ. Например, Learnis – набор инструментов для создания учебных веб-квестов, викторин, игр и интерактивных видео. Инструмент конструирования интерактивных видео бесплатен и позволяет добавлять тестовые вопросы в видеоряд, чтобы проверить степень усвоения информации учащимися. Конструктор создания викторин в виде «Своей игры» бесплатен лишь частично… Авторами статьи были проанализированы ключевые рекомендации органов исполнительной власти в сфере образования.

Журнал «Иностранные языки в школе» (№5 за 2020 год) содержит требования к современному учителю иностранного языка средней общеобразовательной школы в сфере развития навыков письменной коммуникации. Предложены способы оценивания письменных работ. Перечислены трудности, связанные с обучением письменной речи.

Особый интерес вызывают публикации в журналах, посвящённые родоначальнику русской педагогической мысли Константину Дмитриевичу Ушинскому (1823-1871). Об удивительном человеке и педагоге рассказывают журнал «Народное образование» (№5 за 2023 год), «Дошкольное воспитание» (№1 за 2023 год) и другие.

Преподаватель, магистр образования Нина Сергеевна Московских в статье «Преемственность в обучении дошкольников счёту. От идей К. Д. Ушинского к инновационным технологиям», опубликованной в журнале «Дошкольное воспитание» (№2 за 2022 год), рассматривает вопрос о необходимости овладения дошкольниками счётной деятельностью. Представлены взгляды основоположника научной педагогики в России К. Д. Ушинского по усвоению счётной деятельности с использованием наглядного материала в работе с детьми. Предложены приёмы обучения счёту с использованием пособия Нумикон. «Следует отметить, что во времена Ушинского в России не было общественного дошкольного воспитания, и его советы относительно математического развития в основном адресованы учителям и родителям… Ушинский считал, что необходимо создавать оригинальные разработки, которые бы учитывали потребности отечественной школы, сочетая при этом традиции и новаторство».

В статье «Юность не любит ходить на помочах» в журнале «Родина» (№1 за 2021 год) открытый урок проводит «учитель русских учителей» Константин Дмитриевич Ушинский. Императрица поручила Ушинскому разработать методику воспитания наследника русского престола Николая Александровича (1843-1865). В 1859 году Ушинский написал четыре «Письма о воспитании наследника российского престола», которые адресованы лично императрице Марии Александровне. С отрывками из них будет интересно познакомиться читателям журнала.

На нашей выставке вы прочитаете ещё много интересных статей.

Приглашаем вас, уважаемые читатели, посетить выставку! Вы сможете узнать много актуального о воспитании и образовании, познакомиться с опытом прошлых лет и современными рекомендациями педагогам и родителям.

 

Информацию подготовила О. В. Аралова, ведущий библиотекарь отдела периодических изданий

 

Русский