«Толковые люди придумали: отдыхать на теплоходе, да еще на Волге. И теперь трудно найти человека, который бы не мечтал очутиться в летнюю пору на известном всей республике теплоходе «Инженер Пташников». Не первый год это судно, закрепленное за Марийским областным советом по туризму и экскурсиям, совершает рейсы вверх и вниз по великой русской реке».
Так начинается статья, опубликованная в газете «Марийская правда» за 11 июля 1979 года, открывая для нас новую страницу жизни людей ушедшей эпохи, которые много работали для процветания великой страны и очень ценили возможность хорошего отдыха. Автор статьи, журналист Л. Гуревич, с явным удовольствием отправился в составе группы туристов в путешествие по маршруту Кокшайск – Калинин – Москва и обратно:
«Пассажиры, среди которых немало новичков, «осваивают» каюты, палубы… Капитан Виктор Александрович Ширин, подтянутый и суровый на вид речник, в ладно сидящей на нем форме, на первой встрече с туристами сказал:
– Мы постараемся сделать ваше путешествие здоровым и приятным, а от вас просим одного – соблюдать правила поведения на теплоходе.
Забегая вперед, скажем: обоюдные обязательства были соблюдены. Со стороны команды теплохода – это образцовая чистота повсюду, в ресторане – калорийное и разнообразное питание. Со стороны туристов – уважительное отношение к порядку, установленному на теплоходе.
Погода в дни рейса была как по заказу – солнце, теплынь, что особенно радует туристов, мечтавших вернуться домой с завидным загаром. Но как только объявляется остановка, все высыпают на нижнюю палубу – скорее в город. А города-то какие – сама древность: Горький, Кострома, Ярославль… Вкусы разные, кто – в магазины, а многие устремляются в музеи, картинные галереи, возле которых туристов ждут неугомонные экскурсоводы. Сколько интересного, удивительного узнаешь из их рассказов о прошлом и настоящем городов на Волге, знаменитых волжанах, живших и ныне живущих на берегах великой русской реки! Еще в пути туристы получали по радио информацию о местах, мимо которых идет теплоход…
А как только теплоход отчаливает, на палубу высыпают и стар и мал, чтобы проститься с берегом, с туристами на других теплоходах, идущих по тому же маршруту. Палубы заполнены, раздаются песни, возгласы приветствия и прощания... «Пташечки» – так ласкательно зовут наших туристов – особенно голосисты. Песня следует за песней. И еще долго над просторами Волги разносятся звуки баяна. Многие из туристов еще ни разу не видели уникальные сооружения канала имени Москвы. И когда происходило шлюзование, будь то днем или глубокой ночью, не уходили с палуб, восхищались сооружениями шлюзов, их исполинской силой, поднимающей и опускающей водную толщу.
…Калинин. Бурно растущий город с его историческим центром и далеко разросшимися промышленными районами. Здесь стоянка короткая, несколько часов. Но и за это время можно побывать в картинной галерее, осмотреть старинные здания, увидеть памятник Пушкину, знаменитому путешественнику Афанасию Никитину. Украшает город новый Тверский проспект; через него проходит старинный мост, доставленный в свое время из Ленинграда и смонтированный на новом месте.
Вот и Москва! Стоянка – 36 часов. Здесь экскурсия по городу, посещение Выставки достижений народного хозяйства, Кремля. А потом неумолкающие восклицания: «А это видели?», «А там были?», «Хороша Москва!».
А теперь – в обратный путь, где будут остановки в древних городах, на небольших пристанях, в том числе и в Плесе, где музей носит имя Левитана».
Л. Гуревич, как и положено журналисту, помимо знакомства с примечательными местами и наблюдением за красотой природы, интересовался организацией и условиями отдыха на теплоходе. В статье он указывает, как принято было писать, на «отдельные недостатки», в общем-то, досадные мелочи – старые фильмы в кинозале, бездействующий телевизор, ограниченный выбор книг в библиотеке. И, конечно, автор статьи активно общался с отдыхающими – рабочими и служащими, которые охотно делились своими впечатлениями, к примеру:
«– Я первый раз на теплоходе «Инженер Пташников». Путевку получил за половину стоимости. Вместе со мной и жена. Она уже плавала до Ленинграда. Вот и потянула меня. Отличный отдых!
– Езжу на «Пташникове» третий раз. Со мной и жена. Путевки льготные… Лучшего отдыха не придумать.
С кем ни говоришь, все выражают удовлетворение, а главное – подчеркивают заботу государства, профсоюзов: ведь многие путешествовали по льготным и даже бесплатным путевкам.
Теплоход, на котором ежегодно проводят свой отпуск труженики нашей республики, носит имя инженера, бывшего крупного работника речного флота страны. И команда теплохода старается не уронить имя, которое носит их судно. Начиная с капитана и кончая матросами, все берегут честь речников-волжан».
Суда, как и люди, имеют свою историю. «Инженер Пташников» – речной пассажирский трехпалубный теплоход дальнего плавания (тип «Родина»), был построен в 1958 году в Германии по проекту 588. Суда этого проекта предназначены для работы на речных скорых пассажирских линиях и совершения туристических круизов. Самая многочисленная и успешная из массовых серий речных пассажирских теплоходов в СССР. Суда строились по заказу Министерства речного флота РСФСР с 1953 по 1961 годы на судоверфи в городе Висмаре (Германия) для работы на Волге, Каме, Неве, Дону и Енисее. Всего было построено 49 теплоходов данного проекта. Большая часть судов эксплуатируется в настоящее время.
Проект под № 588 предложил новое архитектурное решение речного пассажирского судна, отличался рациональностью планировки пассажирских помещений и высокой для того времени комфортабельностью. Внешний облик судна и планировка помещений разработаны под руководством главного архитектора Минречфлота, инженера-кораблестроителя, академика Льва Венедиктовича Добина.
В дизайне впервые были применены динамичные формы надводной части судов, мода на которые пришла в конце 1950-х – начале 1960-х годов вследствие стремительного развития космического, авиа- и автостроения. При создании судна Лев Добин применил так называемую плавную аэродинамическую кривую, вписывая в её контур все надпалубные конструкции. Поэтому внешний облик судов этого проекта напоминает о родстве с «авиационным дизайном», характерным и для автомобилей 1950-х годов и точно передаёт эстетику эпохи.
Длина судна – 95,8 метров, ширина – 14,3 метра, осадка – 2,45 метров. Водоизмещение теплохода 1550 тонн, судно развивает скорость до 24 км/час. Экипаж теплохода – 70 человек. Пассажировместимость – 296 человек. После постройки теплоход получил название «Урал» и поступил в Волжское пароходство, где был приписан к Астрахани. В мае 1961 года судно получило название «Инженер Пташников» – в честь работника речного флота Пташникова Владимира Макаровича (1904-1961), пришедшего на флот в начале 1930-х годов, а с 1947 года работавшего заместителем министра речного флота. Именно под названием «Инженер Пташников судно совершало туристические рейсы от совета по туризму Марийской АССР, потому так запомнилось жителям нашей республики.
С 1990-х годов теплоход принадлежал разным судоходным компаниям, несколько раз менял владельцев, в 2006 году был переименован и получил название «Тарас Бульба». В июле 2013 года после очередного переименования судно вновь получило название «Урал», под этим именем совершало пассажирские круизы. С 2020 года судно не эксплуатируется. По сведениям из открытых (непроверенных) источников, теплоход стоит на консервации в одном из затонов на реке Кама в Пермском крае. Судно не новое и с каждым годом всё ближе к пределу заложенного советскими инженерами ресурса прочности. Пока неясно, что его ждет: реконструкция или отправка на металлолом. Всё здесь осталось практически нетронутым: три салона-ресторана для отдыхающих, два бара, читальный салон, солярий, амбулатория, изолятор, гладильная комната и трансляционный узел. А в мае 1979 года теплоход жил своей круизной жизнью:
«…Но вот прощальный вечер на верхней палубе. Встреча с туристами и концерт их же силами… Были песни, танцы, частушки, шутки. В Кокшайске… пассажиры расселись по автобусам (хватило места и людям, и довольно обильным покупкам, сделанным в разных городах)… Спасибо тебе, теплоход «Инженер Пташников»!
В разных направлениях текут по России реки. И обязательно где-то есть тот самый белый теплоход, готовый отправить нас в путешествие, если не в эту навигацию, то в следующую. А пока наслаждайтесь тёплым летом, приходите в Национальную библиотеку имени С. Г. Чавайна, читайте книги в самой лучшей и главной библиотеке республики, следите за новостями на сайте библиотеки, будьте здоровы и счастливы!
Материал подготовила О. А. Севрюгина, главный хранитель фондов
- 157 просмотров