Северная резная кость: [альбом] / Н. И. Вышар [и др.]. - М.: Интербук-бизнес, 2003. - 175 с.: ил. - (Шедевры народного искусства России).
«Входит купец во дворец, а убранство везде царское, неслыханное, невиданное: золото, серебро, хрустали восточные, кость слоновая да мамонтовая» - так описывается в сказке «Аленький цветочек» волшебный дворец заколдованного принца. В один ряд с серебром и золотом поставлена здесь драгоценная кость, с красотой и богатством связана она в народном сознании.
Художественной обработке кости посвящён альбом «Северная резная кость», вышедший в серии «Шедевры народного искусства России». Приглашаем Вас познакомиться с этим великолепным изданием в отделе литературы по искусству. В книге рассказывается о четырёх наиболее известных косторезных промыслах Севера России: в Архангельской области – это сёла Холмогоры и Ломоносово, в Тюменской – город Тобольск, на Чукотке – посёлок Уэлен, в Республике Саха (Якутия) – город Якутск. Каждый из этих промыслов отличается неповторимым «почерком». В замечательных произведениях мастеров косторезного искусства нашли отражение и величественная природа Русского Севера, и быт населяющих этот край людей, и национальные орнаментальные мотивы.
В течение XVII века недалеко от побережья Белого моря складывался старейший в России центр холмогорской резьбы по кости. Появление в этих местах косторезного промысла было не случайным. В Архангельской губернии часто находили бивни мамонта в обвалах крутых речных берегов. Кроме того, местные жители издавна занимались охотой на моржа, большие клыки которого называли «рыбий зуб» и очень ценили как материал за красоту. Основная масса костяных изделий имела практическое применение, и лишь незначительная часть служила исключительно для украшения быта. Холмогорские мастера делали гребни для волос, шахматы, трости, ларцы, шкатулки, бюро-секретеры, коробки для рукоделия. Даже иконы вырезали из кости. Они отличались красивым рисунком плоскорельефных вставок и тонкой резьбой ажурных пластин обрамления. Иконы собирали из отдельно вырезанных фигур, которые крепились на деревянную доску.
Самым популярным изделием из кости были гребни. Обычно они имели редкие и частые зубцы и широкую спинку с рельефной или ажурной резьбой. Гребни бережно хранились в семьях. Если они теряли зубцы, то постепенно превращались сначала в гребешки с односторонним рядом зубьев, а позже – просто в красивую пластинку, которую оправляли в рамку. С середины XIX века важнейшую роль в ассортименте холмогорского промысла стали играть женские украшения: ожерелья, кольца, броши, браслеты, серьги.
В Тобольске начало косторезному промыслу в начале XVIII века положили сосланные шведские офицеры, взятые в плен во время Северной войны. В дальнейшем основной линией развития тобольского промысла стала миниатюрная объёмная скульптура. В творчестве мастеров значительное место занимают образы представителей местных народностей Западной Сибири и сценки из жизни северян.
В якутском косторезном искусстве нашли яркое воплощение особенности этнического мышления народа саха и традиции, передававшиеся из поколения в поколение. Особую популярность имели бытовые сценки, изображения праздников, охотничьих сюжетов. Якутские резчики в отличие от русских не отбеливали и не окрашивали кость.
Две тысячи лет насчитывает история чукотского косторезного искусства. Одной из интереснейших особенностей пластики древней Чукотки является многообразность. В зависимости от угла зрения менялся ракурс, в котором можно было видеть объёмное изображение. Благодаря этому фигура белого медведя превращалась в моржа, морж становился ликом человека и
т. д. Одиночные фигуры зверей и птиц часто становились амулетами, священными предметами для охотников. В начале XX века в чукотском изобразительном искусстве широкое распространение получили гравированные клыки. На гладкой поверхности клыка процарапывали рисунок, в который втирали сажу, а с 20-х годов XX века – графит цветных карандашей. На этих клыках можно видеть зарисовки из жизни полярных охотников: в окружении гор, сопок, на фоне плавающих льдин и бескрайних морских далей стоят яранги, рядом изображены люди и животные.
Альбом «Северная резная кость» доставит удовольствие почитателям этого вида искусства и, кроме того, откроет удивительный мир резной кости тем, кто пока ещё мало знаком с ним.
- 2757 просмотров