Приближается 1 августа – день, когда 110 лет назад, после объявления войны Германией Российская Империя вступила в Первую мировую войну, ставшую одним из самых масштабных конфликтов за историю человечества. Для России война стала великим подвигом и вместе с тем – огромной трагедией, ввергнувшей страну в хаос революции и борьбы за власть. Российские вооруженные силы не были должным образом подготовлены к войне, однако с самой лучшей стороны проявили себя в боевых действиях. Ими были выиграны 22 сражения из 55, в которых они участвовали – Галицийская битва, Варшавско-Ивангородская операция, Мазурское и Праснышское сражения, Брусиловский прорыв и др.
С декабря 2012 года дата начала войны, 1 августа, стала Днем памяти российских воинов, погибших во время этого конфликта (погибло более миллиона, было ранено около 4 миллионов российских военнослужащих). Это день, когда мы отдаем дань уважения доблести наших солдат и офицеров, массовому героизму, патриотическому подъему, вызванному войной в российском обществе. И особое впечатление оказывают воспоминания об этих событиях человека из нашей библиотечной среды, старшего современника, ставшего нам близким через цепочку знакомых людей.
В газете «Марийская правда» за 31 июля 1964 года в рубрике «К 50-летию начала первой мировой войны» опубликована статья «Путь солдата». Автор её – Петр Васильевич Власов, вошедший в историю Национальной библиотеки имени С. Г. Чавайна как её директор в 1946–1958 годах. В библиотеку он пришёл уже зрелым человеком: после героической армейской службы и долгих лет партийной работы, автором книг-воспоминаний о жизненном и трудовом пути, с репутацией безупречного руководителя – справедливого и независимого. И остался в памяти поколений как легендарная личность, человек необычной судьбы, настолько необычной, что его судьба не укладывается в стандартную биографию, а является множеством отдельных захватывающих историй, отражающих значимые события эпохи. («Судьба – служить библиотеке», «Петр Власов – отважный командир, мудрый библиотекарь»).
«Завтра – 1 августа, памятный для моего поколения день. Прошло 50 лет с начала первой мировой войны… Вспоминается это суровое время, путь солдата старой армии, загнанного в мясорубку всемирной бойни...
Осенью 1913 года я был призван на военную службу, в январе 1914 года прибыл в Симбирск, в 163 пехотный Ленкоранский полк, из казарм которого раскрывались просторы Заволжья. По тому времени парень я был сравнительно грамотный, много читал и, хотя окончил только начальную школу, готовился по программе городского училища и привез с собой в чемоданчике учебники. Но так как солдату не полагалось иметь книги, учебники мои «с моего согласия» перекочевали к фельдфебелю «на хранение» до окончания военной моей службы. Вскоре меня направили в полковую учебную команду. Военная учеба не затрудняла, но одолевала тоска по книге – читать было нечего, и тяготило рабское положение...
163 пехотный Ленкоранский полк, в котором я пробыл до марта 1918 года, выехал на фронт к Люблину четвертого или пятого августа 1914 года, напутствуемый высочайшим манифестом императора России Николая Второго, в котором он объявлял «всем верным подданным» о войне с Австрией и Германией и призывал «на святую Русь и доблестные войска божие благословение».
С этим «божьим благословением» и шли русские воины непрерывным потоком защищать, как им говорили «веру, царя и отечество», шли и гибли на полях войны. И нужно было 4 года огромных жертв, неслыханных мучений, чтобы солдат старой армии осознал смысл этой войны… В первой мировой войне участвовали 28 стран с населением свыше полутора миллиарда, находилось под ружьем 74 миллиона (в России 19 миллионов), убито и искалечено 30 миллионов человек. Много народа за время войны сменилось и в полку. Рядом со мной, на моих глазах гибли замечательные ребята – фронтовые друзья.
1915 год. Отходим где-то в Ломжинской губернии. Впереди, с боков и за нами – огненное море: горят деревни, леса, горит хлеб на полях, стога на лугах. Кажется, горит и воздух. Вместе с нами по дорогам «отступают» и жители: старики, женщины, дети. Кто со скарбом, кто с детьми на руках, на тележках. Куда идут и зачем идут?
Зима 1915–1916 годов. На сотни верст окопы. Фронт застыл – только пулеметная и ружейная перестрелка, иногда мина, как черная смерть, пролетит или снаряд-одиночка разорвется. В то время я был ротным оружейным инструктором. Была у нас в лощине, недалеко от окопов, землянка на 4 человека, а рядом – могилы и кресты, кресты и могилы. И так прошла зима. Тоска. Развлекает только ночное хождение в роту. Идешь, открытое поле, мерзлая земля. Пустынно. Иногда луч прожектора пробежит. Пули шлепают то тут, то там. Немножко боишься – не пуль, а ранения: упадешь и замерзнешь, пока не разыщут тебя.
Стояли мы в резерве где-то под Ченстоховом. Большой помещичий сарай, заполненный соломой. В одном конце – пулеметчики, в другом мы – небольшая группа. На мою долю досталось варить картошку. Хлеба и соли не было – горячая картошка и так хороша. Сварил в каком-то кувшине с узким горлышком, несу… Слышу – тяжелый снаряд. На какое-то мгновение теряю сознание. И я лежу, будто мертвый, ничего не слышу, как в склепе. Открываю глаза, поднимаюсь, в голове шум и кувшин в руке. Подбежали ребята, что-то говорят, радуются, что я жив и картошка цела, а я ничего не понимаю, не слышу.
…1916 год. Так называемое Брусиловское наступление. Австрийские армии разбиты – миллион убитых и раненых. Мы после большого сражения идем во втором эшелоне по равнине, усеянной разлагающимися трупами, частями трупов. Трупов очень много везде, куда ни посмотришь. Страшная картина!
Но особенно глубокий след в моей жизни оставил и, пожалуй, в некотором отношении повлиял на мой характер, один бой.
1917 год. Лето. Галиция. После провалившегося июньского наступления на юго-западном фронте полк вел аръергардные бои, сдерживая немцев. Остановились в приспособленных старых окопах. Наш батальон занимал высоту, расположенную впереди позиции полка, и это «не нравилось» немцам. Попытки сбить нас с этой высоты обычной атакой успеха не имели – атаки легко отбивались. Однажды утром, сосредоточив против нас около трехсот орудий, немцы открыли ураганный огонь по участку батальона, вначале снарядами с удушливым газом. Взвод, которым я командовал, находился в батальонном резерве. Я в горячке вспомнил о противогазе только тогда, когда стал задыхаться. Это отравление до сих пор дает о себе знать.
Огонь был страшной силы. Все рушилось: дом, постройки, деревья, гибли люди. Командир батальона тяжело ранен. Я сел у небольшого дерева, так и просидел в этом аду до прекращения обстрела. Трудно описать тогдашнее мое состояние – оно было где-то на грани жизни и смерти. Я остался жив. Высоту мы оставили.
Февральскую революцию… полк встретил в Карпатах, в районе Новоселица. Глубокое ущелье. Построены основные части полка. В центре офицеры, священник, на небольшой трибуне полковник – командир полка. Он говорит о том, что «его императорское величество и государь император Николай Александрович отрекся от престола», что создано Временное правительство. Сказал о приказе № 1 Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, в частности, о том, что отменяется вставание во фронт, титулование офицеров: «Ваше превосходительство», «благородие» и т. п. и заменяется обращением: «господин генерал», «господин полковник» и т. п. Вместе с этим напоминал об уставе, о дисциплине, о долге перед родиной, называл орлами, честью и славой русского оружия.
И хоть тогда же нас привели к присяге Временному правительству, все оставалось по-старому – и война, и окопы, и караульная служба, и дозоры, и грязь, и тоска по дому. Надо было еще испытать на себе политику Временного правительства и июньское «наступление», пройти еще долгий путь солдата старой армии, чтобы усталость от мучительной империалистической войны сменилась ясным сознанием необходимости борьбы с оружием в руках уже за свое, за народное дело. Этот день был праздником для солдата: он почувствовал себя человеком – гражданином своей страны. А сперва была просто радость, смутная надежда – мечта об окончании войны, о мире, о доме, о какой-то новой, не совсем ясной красивой жизни».
Приходите в Национальную библиотеку имени С. Г. Чавайна, следите за новостями на сайте библиотеки, читайте старые подшивки «Марийской правды», которые содержат большой объем самых неожиданных сведений о важных событиях из истории Марийского края, известных личностях, а также о малозаметных фактах повседневной жизни.
Материал подготовила О. А. Севрюгина, главный хранитель фондов
- 160 просмотров