Па́вел Степа́нович Нахи́мов – русский флотоводец, адмирал, герой Наваринского сражения, руководитель обороны Севастополя в Крымскую войну.
По словам историков, он был «идеальным военным моряком», преданным Родине и флоту, потрясающе храбрым и способным на принятие неожиданных самостоятельных решений.
Павел Степанович был достойным преемником адмиралов Фёдора Фёдоровича Ушакова, Дмитрия Николаевича Сенявина и Михаила Петровича Лазарева, продолжателем их славных традиций.
Военную службу Павел Нахимов считал единственным смыслом жизни, поэтому работе отдавался без остатка.
В русском флоте адмирал Нахимов прослужил честно и безупречно 40 лет, совершил 34 морские кампании. Адмирал Лазарев о нём говорил, что он служит примером для всех командиров кораблей, «чист душой и любит море».
Своим беспримерным служением Отечеству адмирал П. С. Нахимов увековечил свое имя в истории русского флота.
Дорогие читатели, предлагаем познакомиться с небольшими отрывками из книг и статей, которые шире помогают раскрыть личность легендарного русского флотоводца.
Смирнов, А. Непобежденный / А. Смирнов // Родина. – 2022. – № 7. – С. 16-23.
«…Главное в профессии морского офицера он видел не в тактической грамотности. А в собственно морском деле – в умении эксплуатировать военные парусные суда. То есть, грамотно управляя ими, грамотно организуя службу на них, уверенно плавать на них и обеспечивать их боеготовность. Без этого победу в бою не принесет даже и самая передовая тактика.
И вот в знании собственно морского дела Нахимов был в русском парусном флоте вне конкуренции. Другого такого знатока не было, потому что быть не могло.
Потому что в морском деле Нахимов видел весь смысл своей жизни». С. 18-20.
Шамбаров, В. С нами Бог и Андреевский флаг / В. Шамбаров // «Свой» журнал Никиты Михалкова. – 2017. – № 7-8. – С. 19-23.
«В личной жизни морской командир избрал путь аскета. Нахимов был холостой и всегда восставал против того, чтобы молодые офицеры женились. Бывало, ежели какой-либо мичман увлечется и вздумает жениться, его старались отправить в дальнее плавание для того, чтобы эта любовь выветрилась.
«Женатый офицер – не служака», – говаривал адмирал», – вспоминал Леонид Ухтомский.
Жизнь он без остатка отдал морю и флоту, а его семьей стали матросы и офицеры». С. 22.
Фирсов, И. Петра творенье : К 300-летию русского флота / И. Фирсов. – Москва : Молодая гвардия, 1992. – 270 с. : цв. ил.
«За обеденным столом Павел Степанович становился хорошим собеседником. Имея веселый нрав, он отличался хлебосольством и гостеприимством русского человека, любил угостить, особенно тех, которым от него сильно доставалось по службе, оживить обед занимательной беседой.
– Нужно иметь более обширный взгляд на жизнь, а в особенности на службу-с. Пора нам перестать считать себя помещиками, а матросов крепостными людьми.
Матрос есть главный двигатель на военном корабле, а мы только пружины, которые на него действуют. Матрос управляет парусами, он же наводит орудие на неприятеля, матрос бросится на абордаж, ежели понадобится. Все сделает матрос, ежели мы, начальники, не будем эгоистами, ежели не будем смотреть на службу как на средство для удовлетворения своего честолюбия, а на подчиненных – как на ступени для собственного возвышения.
Вот кого нам нужно возвышать, учить, в ком возбуждать смелость, героизм, ежели мы не себялюбцы, а действительно слуги Отечества, – Нахимов глубоко вздохнул, словно облегчил душу, и с открытой улыбкой оглядел сидевших за столом». С. 238-239.
Иртенина, Н. Нахимов : доблесть и честь России / Н. Иртенина. – Москва : Проект «Умный+добрый», 2020. – 48 с.
«Осада Севастополя превратилась в ежедневную, многомесячную артиллерийскую дуэль.
– С нашим лихим народом можно такие дела делать, что просто чудо! – говорил Нахимов.
Матросам и солдатам, офицерам и рядовым он объяснял:
– У нас есть только одно будущее – в Севастополе. Враги наши знают это и сделают все, чтобы завладеть городом. Имея Севастополь, мы будем иметь и флот. Но если отдадим город, то вернуть его будет невозможно. Для этого нужен флот. А без Севастополя нет и русского флота на Черном море». С. 33.
Алдонин, С. Есть один путь – славный! : [адмирал Нахимов П. С.] / С. Алдонин // «Свой» журнал Никиты Михалкова. – 2022. – № 6. – С. 8-11.
«Нахимов командовал батареей, действовал смело и хладнокровно, за что был удостоен своего первого Георгия.
К тому времени уже вполне сложился характер, выработался служебный стиль Павла Нахимова. Ему некогда и незачем было хитрить, ловчить, интриговать. Всецело преданный призванию, он всю жизнь учился морскому делу, искусству командовать и при этом нести прямую ответственность за судьбы сражений и вверенных ему моряков.
Всех поражали смелость и предусмотрительность адмирала, который ежедневно бывал на передовых рубежах обороны, лично знал едва ли не каждого матроса и солдата, сражался с ними плечом к плечу. А дрались севастопольцы поистине отчаянно, стойко, по-нахимовски.
«Душу Севастополя» знала вся страна. Нахимову поклонялись как великому герою, который вместе с матросами и солдатами спас честь России в Крымской войне». С. 10-11.
Петрова, Н. Павел Нахимов / Н. Петрова. – Москва : Молодая гвардия, 2022. – 414 с. : ил., карты.
«Нахимов всю дорогу беседовал.
– Как приятно ехать такими молодцами, как мы с вами. Так нужно, друг мой, ведь на все воля Бога, и ежели Ему угодно будет, то все может случиться: что бы вы тут ни делали, за что бы ни прятались, чем бы ни укрывались, ничто бы не противостояло его велению, а этим показали бы мы только слабость характера своего.
Чистый душой и благородный человек будет всегда ожидать смерти спокойно и весело, а трус боится смерти…
Адмирал задумался, но лицо его сохраняло спокойную и веселую улыбку.
–…Однако они сегодня довольно метко стреляют, – только и успел он произнести и в следующее мгновение беззвучно упал.
Керн кинулся к Нахимову: штуцерная пуля попала ему в левый висок навылет, он был без сознания, но еще жив. К вечеру дыхание стало хриплым.
30 июня в 11 часов 10 минут Нахимова не стало. Шел 290-й день осады. Адмирал разделил участь Корнилова, Истомина и тысяч других защитников Севастополя». С. 384-385.
Экштут, С. Адмирал Нахимов, или «Отстоим Севастополь / С. Экштут // Родина. – 2014. – № 5. – С. 119-125.
«Можно предположить, что это было замаскированное самоубийство человека, сознательно желавшего достойно завершить свою жизнь и судьбу.
Именно так считал академик Тарле:
«Это был очень большой человек, очень сложный и очень трагический. Трагизм положения его заключается в следующем. Он с первых дней осады, с первой бомбардировки Севастополя понял, что город спасти нельзя.
Из того, что он понимал, что Севастополь погибнет, он сделал для себя два вывода: во-первых, он не уйдет отсюда, он, П. С. Нахимов, погибнет вместе с Севастополем, или до гибели города, или в момент его падения. Это было у него твердо решено.
И, во-вторых, нельзя это показывать. Ведь он был душой, царем и богом Севастополя. Той властью, которою он получил тем, что себя обрек на гибель вместе с Севастополем, он распоряжался в нем как хотел, не имея на то ни малейшего права. И перед ним трусили те, которые могли бы его в порошок стереть». С. 125.
С этими и другими книгами и статьями из журналов о жизни и деятельности П. С. Нахимова можно познакомиться в отделах социально-экономической литературы и периодических изданий.
Материал подготовила Миниахметова Л. И., ведущий библиотекарь отдела социально-экономической литературы
- 132 просмотра