КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ: Конашевич

21.06.2024 | 217 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству приглашает познакомиться с наиболее интересными изданиями по разным видам искусства.

Молок, Ю. А. Владимир Михайлович Конашевич / Ю. Молок. – Ленинград: Художник РСФСР, 1969. – 336 с.

«Чтобы быть художником, надо любить не картины, а деревья, траву, небо, свет, людей» В. М. Конашевич

Владимир Михайлович Конашевич (1888-1963) – иллюстратор, мастер рисунка и акварели, педагог, музейный деятель, критик, писатель. Он известен по своим иллюстрациям к множеству детских книг.

Владимир Конашевич рисовать любил с детства. Когда он где-нибудь бывал в гостях, и потом отец просил рассказать, что там было, что видел, мальчик брал лист бумаги и вместо рассказа – рисовал.

В 1908 году Конашевич поступил в московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Рисунок стал главным для будущего художника, даже в живописных этюдах. Профессор Сергей Малютин заметил: «Вы как Гольбейн: как прорисовали, так и не сдвигаете уже в живописи ни одной черты». Позднее Конашевич будет сожалеть об этой выработанной в юности привычке, считая, что во время работы нельзя менять материал («художник с карандашом в руке мыслит иначе, чем тот же художник, взявший в руки кисть»). Однако живописные приёмы неизменно проникали в графику художника. Игорь Грабарь отметил эту особенность мастера: «Конашевич работает карандашом как кистью».

В 1915 году Владимир Конашевич переехал в Петроград. С этим городом была связана его дальнейшая творческая судьба. Здесь в 1918 году вышла первая книга с его иллюстрациями – «Азбука в рисунках».  Получилось это случайно. Семья художника жила в то время на Урале, и он присылал для маленькой дочери картинки на каждую букву алфавита. Кто-то из издателей увидел их, они понравились и были напечатаны.

45 лет Владимир Конашевич иллюстрировал детские книги, перебрав, кажется, всех авторов – от Пушкина и Андерсена до Чуковского, Маршака и Ирины Токмаковой. Книжки эти выдержали множество переизданий. Роль Конашевича в этом особенно значительна. Художник старался любой книге, которую ему приходилось иллюстрировать, придать сказочное обаяние. Его рисунки поражали декоративным убранством. Шрифт и орнамент были призваны так же позабавить ребёнка, как и иллюстрации. Конашевич украшал книжную страницу всякого рода виньетками и рамками. Буква у художника выступает как изобразительный элемент. Нередко для очередного переиздания той или иной книги Конашевич делал новые иллюстрации.  

Интересными были взаимоотношения Владимира Конашевича и Корнея Чуковского. Вначале поэту крайне не понравились рисунки художника: «Третьего дня пошёл я в литографию Шумахера и вижу, что рисунки к «Мухе-цокотухе» так же тупы, как и рисунки к «Муркиной книге». Это привело меня в ужас», – записал Корней Иванович в дневнике. А Конашевич в одном из писем Чуковскому писал: «Я знаю, что я делаю паршивенькие рисунки. Но мне казалось, что в них бывало иногда одно достоинство: они хорошо сочетались с Вашими стихами. Я не хочу этим сказать, что Ваши стишки такая же дрянь! Боже сохрани! Я говорю о совпадении духа, а не качества». Такое своеобразное знакомство поэта и художника впоследствии переросло в дружбу, тесное сотрудничество и даже в соавторскую работу по созданию книги. «Ваше чудотворное искусство, – писал Конашевичу Чуковский, – воспитывает в детях вкус, чувство красоты и гармонии, радость бытия и доброту. Потому что помимо всего Ваша живопись – добрая…».

Художник признавался, что критические высказывания Чуковского доставляли ему гораздо больше удовольствия и пользы, чем похвалы, вдохновляли на новые поиски.

Конашевича отличало какое-то особое отношение к книге. А каким он был на редкость впечатлительным читателем! Сам Владимир Михайлович считал это качество совершенно необходимым для художника-иллюстратора, который «должен читать, как ребёнок, как иногда читают женщины: он должен верить, что те события, о которых он прочёл, действительно происходили, что действующие лица – живые или когда-то жившие люди».

Конашевич иллюстрировал не только детские книги, но и классическую русскую, зарубежную, советскую литературу.

Великая Отечественная война разрушила привычный мир художника. Для Конашевича, нежно любящего свой дом в Павловске, война была по-особенному трагична. Во время фашисткой оккупации этого пригорода Ленинграда погибло множество работ мастера, собранная им библиотека и весь его архив. Все годы войны Конашевич провёл в Ленинграде и разделил участь его жителей: блокаду, голод, артиллерийские обстрелы, смерть родных и близких... Но он не пал духом, продолжал работать в детской книге, писал плакаты, рисовал портреты защитников Ленинграда, оформлял сборники военных стихов. И даже в 1943 году устроил свою большую персональную выставку. Атмосфера выставки передана в воспоминаниях художницы Анны Остроумовой-Лебедевой: «Открылась выставка картин В. М. Конашевича, чудесного художника. Собралось много народа. Было празднично и оживлённо. Все любовались и наслаждались прекрасными вещами. Многие забыли, что они в осаждённом городе, что кругом горе и несчастье! Вот такие чудеса творит искусство. Оно даёт радость и покой».

Последней крупной работой художника стали рисунки к пушкинским сказкам. Известно, что Александр Пушкин писал свои сказки, вовсе не рассчитывая на детей, это потом дети «забрали» их себе. Конашевич же, как художник истинно детский, своими иллюстрациями окончательно закрепил эти сказки за детьми.

Более подробно с произведениями Владимира Конашевича и его творческой биографией вы можете познакомиться, прочитав книгу Юрия Молока, которому посчастливилось общаться с этим удивительным художником.

 

Информация подготовлена ведущим библиотекарем отдела литературы по искусству О. Л. Пушкиной

 

Русский