7 июня исполняется 230 лет со дня рождения Петра Яковлевича Чаадаева – русского философа и публициста. Чаадаев являлся представителем древнего дворянского рода, был другом декабристов, членом тайных обществ и масонских лож. Тем самым «товарищем», чьё имя, по образному выражению Александра Сергеевича Пушкина, должно было быть написано «на обломках самовластья» (стихотворение «К Чаадаеву», 1818 г.).
Имя известного русского философа в своё время связывали с нравственными идеалами эпохи. Биография Петра Яковлевича стала основой для создания таких литературных героев, как Александр Чацкий, Евгений Онегин, Пьер Безухов и князь Мышкин.
Главный труд Чаадаева – «Философические письма» – вызвал резкую критику со стороны властей, а сам автор был назван «государственным сумасшедшим».
Родословная Петра Яковлевича сулила ему блестящую карьеру и беззаботное будущее. Его отец, Яков Петрович Чаадаев, был русским офицером, мать, Наталья Михайловна, – дочь князя Михаила Михайловича Щербатова, автора семитомного издания «История российская от древнейших времён». Пётр Яковлевич был вторым ребёнком в семье, его старший брат Михаил родился в 1792 году, оба брата с детских лет числились в лейб-гвардии Семёновского полка.
С 1807 по 1811 год Пётр Чаадаев учился в Московском университете, дружил с А. С. Грибоедовым, будущими декабристами Н. И. Тургеневым, И. Д. Якушкиным.
В 1812 году началась Отечественная война, которая застала братьев Чаадаевых в Москве. Оба молодых человека, не раздумывая, пошли служить в лейб-гвардию Семёновского полка. После Бородинского сражения Пётр Чаадаев за проявленное мужество получил чин прапорщика и был награждён орденом Святой Анны. Позже ему был вручён Кульмский крест за участие в штыковой атаке в ходе сражения под Кульмом.
В 1816 году Чаадаев был переведён в Гусарский лейб-гвардии полк, расквартированный в Царском Селе. Именно в этом месте и произошла знаменательная встреча двух знаменитых людей той эпохи – Александра Сергеевича Пушкина и Петра Яковлевича Чаадаева. Их знакомство состоялось в доме Николая Карамзина, который впоследствии напишет об этом в своих трудах. Пушкин же посвятил Чаадаеву несколько стихотворений: «К портрету Чаадаева», «В стране, где я забыл тревоги прежних лет…», «К чему холодные сомненья?».
В 1821 году Чаадаев был направлен с докладом к Николаю I. После встречи с императором перспективный молодой военный подал рапорт об отставке. Общественность была шокирована неожиданными новостями, вследствие чего появилось огромное количество слухов о причине этого поступка. Легенды о том, что Пётр Яковлевич будто бы опоздал на приём из-за долгих приготовлений или что он не захотел очернить товарищей из полка, в котором ранее служил, переходили из уст в уста. Потребовалось немало времени, чтобы исследователи и биографы опровергли эти небылицы. Однако окончательно раскрыть тайну отставки Чаадаева до сих пор никому не удалось.
С 1823 по 1826 год Пётр Яковлевич Чаадаев путешествовал по Европе. Он мотивировал отъезд состоянием здоровья и потребностью в лечении. Конечной остановкой выбрал Швейцарию. Однако с самого начала путешествия его планы постоянно менялись. За годы пребывания за границей Чаадаев побывал в Англии, Франции, Швейцарии, Италии и Германии.
В 1826 году он вернулся в Россию, хотя первоначально этого не планировал. Его арестовали сразу же по возвращении, обвинив в причастности к восстанию декабристов, которое произошло годом ранее. Через 40 дней его отпустили с подпиской о неучастии в любых тайных обществах.
Пётр Чаадаев поселился в подмосковной деревне своей тётки в Дмитровском уезде. Жил уединённо, необщительно, много читал. За ним установили постоянный тайный полицейский надзор.
В 1828 году возвратился в Москву и поселился в доме Левашёвых на Новой Басманной. С этого момента его затворничество прекратилось, он вновь стал появляться в обществе. Раз в неделю Чаадаев собирал у себя в обветшалом флигеле представителей мыслящей России, вёл беседы о религии, философии и истории. Со временем к Петру Яковлевичу прижилось прозвище «басманный философ».
Среди его соседей была Екатерина Панова, с которой Чаадаев поддерживал дружеские отношения. При встречах они обсуждали веру и религию. Именно Пановой были адресованы знаменитые «Философические письма».
В 1829 году Пётр Яковлевич начал писать первое «Философическое письмо», а уже в 1831-м закончил труд всей своей жизни. Рукописи «Философических писем» стали ходить по рукам в русском образованном обществе в России и за рубежом.
В 1836 году в 15-м номере журнала «Телескоп» вышла статья под названием «Философические письма к г-же ***. Письмо 1-е». Статья была не подписана. Вместо подписи значилось: «Некрополис. 1829 г., декабря 17». В редакционном примечании говорилось, что письма переведены с французского языка, что написаны они нашим соотечественником. Предполагалось опубликовать и другие «Письма».
Публикация статьи вызвала небывалый скандал. По этому поводу австрийский посол граф Фикельмон в своём донесении канцлеру Миттерниху сообщал: «Оно (письмо) упало, как бомба, посреди русского тщеславия и тех начал религиозного и политического первенства, к которым весьма склонны в столице».
Статья дошла и до Николая I, который, ознакомившись с ней, заключил: «Прочитав статью, нахожу, что содержание оной – смесь дерзкой бессмыслицы, достойной умалишённого: это мы узнаём непременно, но не извинительны ни редактор, ни цензор».
Журнал был запрещён, его издателя, Николая Надеждина, сослали в Усть-Сысольск, затем в Вологду, цензора, пропустившего статью, Алексея Васильевича Болдырева, отстранили от должности. Петра Яковлевича Чаадаева объявили сумасшедшим, за ним был установлен домашний медицинский надзор. Обсуждать статью, даже критиковать её, было запрещено.
На протяжении года Пётр Яковлевич каждый день должен был проходить медицинское освидетельствование, чтобы раз за разом доказывать своё полное умственное благосостояние. Надзор с философа сняли только при условии, что он больше ничего не будет писать.
Обещание было нарушено буквально в тот же год, когда Чаадаев написал «Апологию сумасшедшего». Эта работа вышла в свет лишь после смерти автора: только в 1860 году Николай Чернышевский опубликовал её в журнале «Современник». В этом труде философ довёл до конца основные идеи «Писем», попытался сгладить острые углы возникшей полемики и объяснить свою «странную» любовь к Родине. В работе раскрывались причины отсталости в развитии народа, а также был дан ответ на обвинения в отсутствии патриотизма.
По мнению Чаадаева, Россия в силу своего расположения постоянно чувствует на себе влияние Запада и Востока, при этом не поддаётся ни одному из них. На самом деле нация стремится взять от «соседей» всё лучшее, но при этом не хочет быть последовательницей ни одной из сторон. По этой причине и происходит деградация целого общества.
Пётр Великий – единственный из русских правителей, о ком мыслитель отзывался с уважением, так как именно этот император смог вернуть стране её былую мощь и величие, введя в культуру элементы, позаимствованные у европейцев. Как рассказывают исследователи, Чадаев был ярким представителем западников, однако и славянофилы уважали этого мыслителя.
Некролог о смерти известного философа появился в периодическом издании «Московские ведомости» 14 апреля 1856 года. В нём говорилось, что после болезни один из старожилов Москвы Пётр Чаадаев, известный практически во всех кружках столичного общества, скончался в пять часов пополудни. По официальным данным, он умер от воспаления лёгких, так и не отметив свой шестьдесят третий день рождения.
Пётр Чаадаев внёс огромный вклад в развитие русской философии, его идеи значительно повлияли на формирование общественно-политической мысли во второй половине XIX века. В 1915 году Осип Мандельштам писал: «След, оставленный Чаадаевым в сознании русского общества, такой глубокий и неизгладимый, что невольно возникает вопрос: уж не алмазом ли проведён он по стеклу?»
В центре чтения вы сможете познакомиться с книгами по данной теме:
- Чаадаев, П. Я. Философские письма / П. Я. Чаадаев. – Москва : Эксмо, 2006. – 544 с. – (Русская классика).
- Пётр Чаадаев за 90 минут / Сост. В. Спирин. – Москва : АСТ, 2006. – 175 с. – (Философы за 90 минут).
- Чаадаев, П. Я. Избранные сочинения и письма. – Москва : Правда, 1991. – 560 с.
- Тарасов, Б. Н. Этические взгляды П. Я. Чаадаева / Б. Н. Тарасов. –Москва : Знание, 1989. – 64 с.
Материал подготовлен сотрудником центра чтения Ю. В. Кулалаевой
- 251 просмотр