СТАРЫЕ НОВОСТИ. А в это время в студенческом общежитии...

04.06.2024 | 202 просмотра(ов)

Краеведческие газеты и журналы, которые хранятся в Национальной библиотеке имени С. Г. Чавайна Республики Марий Эл, содержат большой объем информации, позволяющей узнать не только о важных исторических событиях в Марийском крае, но и увидеть живые картины жизни обычных людей. В газете «Марийская правда» за 4 ноября 1938 года вышла статья под названием «В общежитии студентов», в которой автор, Мих. Смородинов, излагает:

«Студенты Марийского государственного педагогического института в гор. Йошкар-Ола размещены в трех зданиях, расположенных в разных концах города. Общежитие № 3 находится рядом с институтом. В 70 комнатах живут 325 студентов».

Общежитие  – оборудованное для жилья помещение, предоставляемое учебным заведением или предприятием для проживания работников предприятия либо учащихся (разг. – общага). Соответственно, следует различать студенческие и рабочие общежития. Жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчёта не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека. Согласно нормативу в одной комнате могут проживать несколько человек. Уровень удобств в общежитии обычно довольно низкий. Общежитие для студентов может находиться в здании ВУЗа или в университетском комплексе, предназначены для проживания студентов и аспирантов только на время их обучения. Правила проживания в таких общежитиях строгие, систематические нарушения этих правил могут привести к выселению. За соблюдением порядка следит комендант.

В средних веках при университетах существовали общежития для бедных студентов и назывались они бурсами – первой страной их появления считается Франция. Студенты проживали в общем помещении с полным содержанием, однако находились под строгим надзором, не имели права выхода куда-либо без разрешения и обязаны были носить определенную форму одежды.

А самая первая российская бурса появилась в Юго-Западной Руси, при Киево-Могилянской академии, в первой половине XVII века. Позднее так стали называться общежития при духовных учебных заведениях (училищах и семинариях), в которых студенты (бурсаки) обучались и содержались за казенный счет. Условия проживания в этих общежитиях были очень суровыми, к бурсакам даже применяли телесные наказания. Питание и одежда студентов были настолько в плачевном состоянии, что они вынуждены были собирать добровольные пожертвования от жителей города. Для получения прибыли бурсаки устраивали песнопения, читали стихи и речи, играли пьесы и правили церковные службы.

В СССР второе рождение общежитий пришлось на 1920-1930-е годы.  Архитектура и идеология того времени привела к идее обобществления быта граждан и, не в последнюю очередь, студентов. Большинство студенческих общежитий относилось к традиционному коридорному типу, где каждый этаж общежития представляет собой длинный коридор, по обеим сторонам которого располагаются комнаты. Обычно в конце коридора находятся туалет, душ и кухня (по одному помещению на этаж). Несмотря на то, что их жильцам нередко приходится ждать своей очереди в туалет, ванну и даже на кухню, а в комнату пытается заглянуть каждый, кто проходит мимо, этот тип жилья самый экономичный и доступный. Ну а сейчас заглянем в общежитие № 3 пединститута:

 «День в общежитии начинается с утренней зарядки. Затем в 8 часов 40 минут общежитие пустеет, – все идут на занятия. После трех часов дня общежитие снова оживает. Как же живут студенты и проводят внеучебное время?

Вот один из дней, характеризующих, как отдельные товарищи проводят время. Студент – отличник Д., отдохнув после занятий, приступил к занятиям по политэкономии. В это время в коридоре начали играть в гармонь. На звуки гармошки собрались студенты. Начались танцы. Пришел и студент Д. Танцы тянулись до 11 часов вечера. После этого студент Д. хотел почитать рекомендованную литературу по педагогике, но в комнате, где живет он, товарищи начали рассказывать разные «истории» и отвлекли его внимание. Так продолжалось до 12 часов ночи. Студенты, не занимавшись ни одного часа, легли спать.

Студентка С., пообедав и отдохнув после занятий, ушла на консультацию. Вернувшись в общежитие, начала заниматься. В это время ее подруги по комнате вернулись из кинотеатра. Началось обсуждение просмотренной картины. Одна из студенток стала играть на балалайке. Студентка С., увлеченная рассказами, книги и тетради отложила в сторону».

Казалось бы, что тут такого? Студенты во все времена, при любом политическом строе жили весело и шумно, в конечном итоге это не мешало их профессиональному становлению. Но что очевидно, студенческая жизнь в 1938 году не была комфортной:

«Очень часто в общежитии не бывает света из-за отсутствия керосина. В комнатах студентов I, II и III-го этажей нет электричества. В четвертом этаже, где живет директор института, свет есть. Время далеко за полночь. В комнатах № 32 и 28 играет гармошка. Ее звуки раздаются по всему общежитию. Мы не против веселья и танцев, но на это нужно определенное время, не в ущерб учебе студентов.

В общежитии № 3 господствует нераспорядительность, неорганизованность. Часто одни мешают другим лишь потому, что свой отдых студенты проводят кому как вздумается. Директор института т. Скопцов, живя в одном здании со студентами, ни разу не был у них, не поинтересовался жизнью студентов».

Марийский государственный педагогический институт в этот период возглавлял Григорий Маркович Скопцов. Он был направлен из Москвы, где обучался в Академии коммунистического воспитания, а затем в аспирантуре при Высшем коммунистическом институте, здесь же защитил диссертацию, став кандидатом педагогических наук.

При назначении его в возрасте 34 лет на должность директора МГПИ, а было это в августе трагического 1937 года, перед Григорием Марковичем была поставлена задача навести «большевистский порядок в гнезде буржуазного национализма». Тяжелым следствием репрессий в Марийской республике было прекращение преподавания марийской литературы в вузе и сокращение числа студентов-мари. «Старые новости» не предполагают негативной оценки чьей-либо деятельности хотя бы из уважения к прошлому, но уже в мае 1939 года Григорий Маркович Скопцов был уволен и направлен на работу в Тамбовскую область. А за год перед этим автор статьи, Смородинов, писал:

«Три месяца собираются открыть красный уголок в общежитии. Но до сих пор его нет. Студентам негде почитать газеты и культурно провести время. Более месяца говорят о выпуске стенгазеты, но дело дальше разговоров не идет. Между тем в профкоме института и комитете комсомола продолжают заседать и заниматься говорильней о разумном отдыхе студентов».

Приходите в Национальную библиотеку имени С. Г. Чавайна – книги самой замечательной и главной библиотеки республики как нельзя лучше способствуют разумному отдыху! Будьте здоровы и счастливы!

 

Материал подготовила О. А. Севрюгина, главный хранитель фондов.

 

Русский