21 мая исполняется 100 лет со дня рождения Бориса Львовича Васильева (1924-2013) – писателя, сценариста, лауреата Государственной премии СССР, участника Великой Отечественной войны.
Борис Васильев принадлежит к поколению писателей-фронтовиков, образовавших целое художественное течение под названием «лейтенантская проза». Вчерашние бойцы, офицеры и солдаты рассказывали о своей войне, у них была своя «окопная правда». Рассказывая каждый о своём, все вместе они сумели создать полную картину событий той войны. Без прикрас и ложного пафоса. Они считали, что не имеют права на ложь, потому что выжили и говорят от лица целого поколения, правдиво и искренне.
Великая Отечественная война на долгие годы определила творчество Бориса Васильева, его произведения «А зори здесь тихие», «В списках не значился» стали классикой фронтовой литературы и вошли в наш «Бессмертный книжный полк».
Родился будущий писатель в Смоленске в семье кадрового офицера царской армии, впоследствии перешедшего на сторону большевиков, и потомственной дворянки. В мемуарах «Век необычайный»* Васильев вспоминал: «В нашей семье никогда не упоминали о прошлом. Его как бы вообще не существовало, а отсчёт шёл только с Гражданской войны. О том, что было раньше, стали рассказывать мама и, в особенности, тётя Таня уже после смерти отца, в 70-х годах – и то по моим настойчивым просьбам».
Первые 10 лет жизни образованием Бориса занималась мама, которая дала сыну хорошее домашнее образование: учила писать и читать, знакомила с законами арифметики, физики и химии, занималась языками. В школу он пошёл только в Воронеже, куда в 1934 году по службе перевели отца. Во время учёбы в школе мальчик играл в любительских спектаклях, выпускал вместе с другом рукописный журнал. Когда юноша закончил 9-й класс, началась Великая Отечественная война, и он отправился добровольцем на фронт в составе истребительного комсомольского батальона. И вновь судьба забросила Васильева в Смоленск – в июле 1941 года, в самое пекло Смоленского сражения. Добровольческие истребительные части формировались, прежде всего, для борьбы с диверсантами и дезертирами и должны были действовать неподалеку от передовой. Но уже 3 июля отряд попал в окружение, и в течение нескольких месяцев юноша вместе с горсткой товарищей пробирался к своим. Про окружение в мемуарах он рассказывал так: «Это – голод, голод и ещё раз – голод, потому что ты без снабжения, без связи, без поддержки, без медицинской помощи, наконец, и любая рана может оказаться для тебя смертельной. А ещё это усталость и чувство обреченности, это – сон урывками, когда спишь-то вполуха и вполглаза. А дороги патрулируются немцами, и наш путь должен проходить через непроходимое. Тогда есть шанс уцелеть. Крохотный, но – есть» («Век необычайный»).
Только в октябре 1941 года Васильеву с товарищами удалось прорваться в тыл. Несовершеннолетнего бойца хотели вернуть домой, но будущий писатель попросил отправить его на курсы военного дела. После учёбы в кавалерийской, а затем в пулеметной полковой школе в 1943 году Васильева определили в воздушно-десантный полк и отправили на передовую. Во время воздушного десанта 16 марта 1943 года он попал на минную растяжку и с тяжёлой контузией был доставлен в госпиталь. Ранение было тяжёлым – врачи запретили Васильеву возвращаться на фронт. Позднее он вспоминал о том, что ему всегда везло: «...мне и вправду выпал счастливый билет. Я не умер от тифа в 34-м, не погиб в окружении в 41-м, парашют мой раскрылся на всех моих семи десантных прыжках, а в последнем – боевом, под Вязьмой, в марте 43-го – я нарвался на минную растяжку, но на теле не оказалось даже царапины» («Век необычайный»).
После выздоровления Борис экстерном сдал экзамены за полный курс средней школы и осенью 1943 года получил направление на учёбу в Военную академию бронетанковых и механизированный войск. Здесь он встретил свою будущую жену Зорю Поляк, которая тоже обучалась в академии. Он вспоминал: «Я вскоре выделил одну: этакий колобок в длинной гимнастерке, стоявший на самом левом фланге во время курсовых построений <…> мы регулярно ходили в Консерваторию, в музеи, в театры <…> А на лекциях обменивались друг с другом бесконечными записками». В феврале 1945 года они поженились. Жена стала первым читателем всех произведений Васильева и главным его рецензентом, а также прототипом многих его героинь, например, Сони Гурвич из «А зори здесь тихие...» и Искры Поляковой из повести «Завтра была война».
По окончании академии в 1946 году лейтенант Васильев был распределён в Свердловск, где в течение восьми лет служил на испытательном полигоне бронетехники на Уралмаше. Демобилизовался в 1954 году в звании инженер-капитана. В рапорте о демобилизации назвал причиной своего решения желание заниматься литературой.
Однако война из жизни писателя никуда не делась. В одном интервью он сказал: «Война беспощадна – она остаётся в человеке на всю жизнь, если он воевал, конечно, а не скрипел пером где-то в тылу».
Первые опыты Васильева в литературе относились к области драматургии. Но при этом не обошлось без сложностей. Пьеса писателя «Танкисты» (1954), рассказывающая о сложностях смены поколений в послевоенной армии, не прошла цензуру и была запрещена Главным политическим управлением армии. С печати сняли и тираж журнала «Театр», в котором должны были опубликовать пьесу. «А может быть, это-то и хорошо, что запретили без всякого объяснения? Если бы надавали замечаний, я бы растратил уйму времени, пьесу всё равно бы угробили (в этом ведомстве своих мнений не меняют), а я бы привык доделывать да переделывать по указаниям, слухам, мнениям… Я слушаю только редакторов, устраняю их замечания или принимаю к сведению, но никогда ничего не переделываю во имя, так сказать, сиюминутного момента» («Век необычайный»). Пьеса так и не была поставлена, однако стала основой сценария легендарного фильма «Офицеры» с Георгием Юматовым и Василием Лановым.
В 1955 году Борис Васильев поступил в сценарную мастерскую в Главкино. В этом ему помог главный редактор издания «Театр» Николай Погодин – он работал там преподавателем и как раз набирал себе курс. Свой первый киносценарий Васильев написал за три дня. В 1958 году по нему сняли фильм «Очередной рейс» про двух враждующих шоферов. В мемуарах Васильев писал: «В кино я работал с огромным удовольствием не только потому, что с детства любил его, но и понимая, что это – моя единственная литературная школа, в которой я приобрету навыки литературной работы» («Век необычайный»).
Драматург написал пьесы-сценарии «Стучите – и откроется», «Весёлый тракт», «Начало», «Отчизна моя, Россия» и «Длинный день». В 1960 году Васильев стал членом Союза кинематографистов. Однако за произведения платили мало. Чтобы заработать на жизнь Борис Васильев вместе с женой писали закадровые тексты для киножурналов «Новости дня», «Ровесник», «Пионерия», «Иностранная хроника», для телепередач КВН.
Во второй половине 1960-х Борис Васильев начал писать прозу. Первым произведением стала повесть «Иванов катер» (1967, опубликована в 1970) о буднях лесосплавщиков на Волге. Он отправил рукопись в журнал «Волга» и через две недели получил отказ: «Повесть – сплошное очернительство славных тружеников речного флота». Не согласились печатать произведение и в журнале «Знамя». Тогда друзья посоветовали Васильеву отнести повесть в журнал «Новый мир», где главным редактором был Александр Твардовский. Там «Иванов катер» к публикации приняли, однако после смерти главреда она почти три года пролежала в редакции и увидела свет лишь в 1970 («Новый мир», № 8, 9).
Мировую известность Борису Васильеву принесла повесть «А зори здесь тихие...» (1969). В её основу лёг реальный случай: 7 раненых солдат помешали фашистам взорвать железную дорогу Петрозаводск-Мурманск, но сделали это ценой своих жизней, уцелел только сержант. «А потом, – рассказывал Васильев в мемуарах, – вдруг придумалось – пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки. И всё – повесть сразу выстроилась. Женщинам ведь труднее всего на войне. Их на фронте было 300 тысяч! А тогда никто о них не писал». Когда он принёс повесть в журнал «Юность», главный редактор Борис Полевой сделал всего две правки: заменил слово «шмайссер» на «автомат» и «еловый корень» на «выворотень» – и сразу напечатал. В 1971 году режиссёр Юрий Любимов поставил по повести спектакль в Московском театре на Таганке. А через год вышла экранизация Станислава Ростоцкого. Фильм стал лидером советского кинопроката 1973 года: картину посмотрели 66 миллионов человек. В 2015 году вышла новая версия «А зори здесь тихие…» режиссёра Рената Давлетьярова.
В 1972 году Борис Васильев вступил в Союз писателей СССР. Военная тема в его творчестве была продолжена в повестях «В списках не значился» (1974), «Завтра была война» (1984) и др. Среди других известных произведений – романы «Не стреляйте в белых лебедей» (1973), «Были и небыли» (1978), «И был вечер, и было утро» (1989), автобиографическая повесть «Летят мои кони…» (1982).
С начала 1980-х годов Васильев обратился в своём творчестве к большим литературным формам. Он написал семейную сагу о судьбе дворянского рода Олексиных, пережившего вместе со страной всю её славу и все невзгоды. Действие эпопеи, состоящей из семи романов, разворачивается на протяжении столетия – от эпохи Николая I до Гражданской войны. С середины 1990-х годов Борис Васильев ещё глубже погрузился в отечественную историю и создал цикл о князьях Древней Руси от Олега до Александра Невского, ярко живописуя беспощадную борьбу за власть, храбрость суровых воинов и хитрость царедворцев.
Произведения Бориса Васильева были неоднократно инсценированы в театрах. По его сценариям и книгам снято более 15 кинофильмов, в их числе «Очередной рейс» (1958, режиссёр Рафаил Гольдин), «Офицеры» (1971, Владимир Роговой), «А зори здесь тихие» (1972, Станислав Ростоцкий), «Аты-баты, шли солдаты» (1976, Леонид Быков), «Не стреляйте в белых лебедей» (1980, Родион Нахапетов).
В послужном списке Бориса Васильева множество регалий, орденов и наград: он лауреат премии Ленинского комсомола (1974), Государственной премии СССР (1975), премии Президента Российской Федерации (2000), Независимой премии движения имени Андрея Сахарова (1997), премии «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (2002) и специального приза «За честь и достоинство» литературной премии «Большая книга» (2009). Он награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» II и III степени, орденами Дружбы народов, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Но читатели полюбили его прежде, чем признали чиновники, присуждающие премии и награды. «Любая книга имеет двух авторов – писателя и читателя. Я отношусь к своему читателю, как к соавтору, и стараюсь соответствовать ему, стараюсь жить так, чтобы чувствовать время, жить не вчерашним днём, не вчерашними заслугами, а теми событиями и заботами, которые возникают сегодня. Я всегда стремлюсь быть искренним», – говорил Васильев.
К 100-летию земляка в Смоленске с 14 по 21 мая этого года проходит Всероссийский открытый фестиваль художественного творчества «Дорогами Бориса Васильева. Офицер русской литературы». Фестиваль проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Источники информации:
*Васильев, Б. Л. Век необычайный / Борис Львович Васильев. – Москва : Вагриус, 2003. – 238 c. – (Мой 20 век).
В книге автор вспоминает своё детство, семью, военные годы, простые истории из жизни и трогательные истории любви. Без строгой хронологической последовательности, автор неспешно размышляет на социально-философские темы и о самой жизни, которую, по его словам, каждый человек выбирает сам. Именно это произведение в полной мере раскрывает внутренний мир писателя.
Материал подготовила У. Р. Рябчикова, заведующая отделом маркетинга
- 387 просмотров