НЕИЗВЕСТНОЕ ОБ ИЗВЕСТНЫХ. Ангел последней надежды

12.05.2024 | 216 просмотра(ов)

12 мая отмечается Международный день медицинской сестры. Дата выбрана по дню рождения известной англичанки Флоренс Найтингейл, которая во время Крымской войны (1853–1856) организовала первую в мире службу сестёр милосердия. Но факты не подтверждают её первенства. Если «леди с лампой» (так прозвали Найтингейл) прибыла в Крым только в апреле 1855 года, то Даша Севастопольская (Дарья Лаврентьевна Михайлова) помогала раненым уже в сентябре 1854 года.

Наверное, оценивать по принципу «кто раньше, кто позже» не совсем верно, но испытывать гордость за замечательную соотечественницу, ставшую легендой обороны Севастополя, – наше право.

О биографии Даши Севастопольской, к сожалению, сведений не слишком много. Родилась в 1836 году в семье матроса Лаврентия Михайлова. Мать её умерла рано, а отец погиб в самом начале Крымской войны в Синопском бою в ноябре 1853 года. Трудное и голодное детство закалило её характер, да Дарья и от природы не была робкой.

Оставшись сиротой, семнадцатилетняя Даша совершила поступок, во многом непонятный местным обывателям: она отрезала красивую косу, переоделась в форму матроса, продала всё своё имущество и любимую корову, которая помогала ей выжить, и на все деньги купила лошадь с повозкой. Далее барышня приобрела уксус и белое полотно... Так в Севастополе вскоре появился первый передвижной перевязочный пункт. Её повозка у местных жителей получила название «карета горя». Каждый день с утра и до ночи Даша вывозила раненых с поля боя. Для многих защитников Даша стала настоящим ангелом последней надежды.  

Постепенно война подступила к самому Севастополю. Началась блокада. В суровые дни обороны Даша приспособила один из городских домов под госпиталь. Замечательному примеру Даши Севастопольской последовали и другие женщины города – жёны и сёстры участников обороны. В импровизированный госпиталь севастопольцы приносили необходимые перевязочные материалы, еду, одеяла. Настоящим ударом для Даши стала гибель её лошади, какое-то время девушка выносила раненых на себе, пока один из офицеров не распорядился привести ей новую лошадь.

Император Николай I наградил девушку золотой медалью на Владимирской ленте с надписью «За усердие» и распорядился даровать 500 рублей серебром. Для награждения такой медалью предполагалось наличие трёх серебряных медалей, но для Даши восхищённый царь сделал исключение. А ещё тысяча рублей была обещана девушке в качестве приданого «на обзаведение по выходу её в замужество».

Летом 1855 года Даша Михайлова вышла замуж за матроса Максима Хворостова и получила обещанную императором тысячу рублей. Дома своего в Севастополе у Даши не осталось, и она купила трактир в посёлке Бельбек. Однако трактирное хозяйство у неё не заладилось, и супруги переехали в портовый город Николаев. Семейная жизнь продолжалась недолго, супруги разошлись, и легендарная сестра милосердия вернулась в Севастополь. Тихо и одиноко прожила она в родных местах до конца жизни.

Скончалась Дарья Лаврентьевна, по одной из версий, около 1892 года и была похоронена на кладбище в Доковом овраге. Могила её не сохранилась, на месте кладбища теперь разбит сквер. Но память о Даше Севастопольской до сих пор жива в городе русской славы. Бюст героини установлен возле панорамы «Оборона Севастополя».

У Даши не было медицинского образования, многое она делала по наитию. Какое-то время она работала рядом со знаменитым хирургом Николаем Ивановичем Пироговым. Он, как и Даша Севастопольская, явился на фронт добровольно. Даша ассистировала ему до тех пор, пока на полуостров не прибыли медсёстры Крестовоздвиженской общины Петербурга.

Всего прибыло три отряда сестёр милосердия – 202 человека. Среди них были Екатерина Грибоедова, сестра писателя Александра Сергеевича Грибоедова, Екатерина Бакунина, дочь сенатора, внучатая племянница фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова, монахини из московской Никольской обители и другие.

Сёстры милосердия не только ухаживали за ранеными бойцами, но и помогали хирургам, врачам, фельдшерам в операционных и на перевязочных пунктах, принимали участие в сортировке раненых по степени ранения и его тяжести. Уже к концу войны сёстры милосердия руководили перевозкой раненых из Крыма. Всего было создано 70 госпиталей.

Многие сёстры были контужены и ранены. Каждая четвёртая из сестер умерла от болезней, каждая вторая переболела крымской лихорадкой или тифом. 68 сестер милосердия были награждены медалью «За оборону Севастополя», а некоторые из них даже Георгиевской медалью.

Сёстры милосердия с честью выполнили свой долг в годы Крымской войны. Руководитель Крестовоздвиженской общины Н. И. Пирогов справедливо отмечал: «Община сестёр милосердия почти, можно сказать, была сымпровизирована бедствиями военного времени и поэтому имела свои слабые стороны; но, несмотря на то, она отличалась в уходе за ранеными и больными, презирая все злоупотребления администрации, все опасности войны и даже саму смерть».

 

Материал подготовила на основе информации из открытых источников заведующая отделом социально-экономической литературы С. П. Колчина

 

Русский