В рубрике «Снимается кино!» предлагаем вашему вниманию рассказы об истории создания легендарных фильмов разных жанров, вошедших в золотой фонд отечественного кинематографа. Вы узнаете интересные факты о том, как снимались фильмы, о режиссёрских и актёрских открытиях, о судьбах многих из них, забытых в наше время.
Это кино о том, как важно иногда посмотреть на себя со стороны и понять, какой ты человек. А особенно это важно, когда на улице весна, когда «журчат ручьи, кричат грачи, и тает снег, и сердце тает, и даже пень в апрельский день берёзкой снова стать мечтает…», как пела Любовь Орлова в музыкальной комедии «Весна», которую снял режиссёр Григорий Александров. Картина вышла на экран летом 1947 года. Шёл третий год после Победы, и всем хотелось видеть в кино простые и добрые сюжеты.
В основу фильма легла пьеса Александра Раскина и Мориса Слободского «Звезда экрана», опубликованная в 1945 году. В 1946-м одноимённый спектакль-мюзикл шёл в Московском театре миниатюр (ныне театр «Эрмитаж»). Спектакль был успешным, но оставался в репертуаре недолго: его довольно быстро сняли как пустой и слишком развлекательный. Такие же претензии предъявлялись и к будущей «Весне». Сценарий был признан безыдейным, фальшивым и вредным, перенесением на советскую почву образов и ситуаций американского кинематографа. В результате его переписывали несколько раз, но лёгкости и шутливого тона он не утратил. А зрители восприняли картину с восторгом. Оценили фильм и в Европе: в 1947 году на Венецианском кинофестивале Г. Александров получил Международную премию за оригинальный сюжет и режиссуру.
Примечательно то, что «Весна» - первый фильм, в котором появился символ «Мосфильма» - скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Но основные съёмки прошли не на «Мосфильме», а на чехословацкой киностудии «Баррандов». «Мосфильм» в то время восстанавливался после войны. Институт Солнца был снят в декорациях, собранных на нескольких европейских киностудиях. Впрочем, Москвы в фильме много. Большинство городских сцен было снято в центре города: у Большого театра, на Манежной площади, Тверской улице, у Центрального телеграфа, на Софийской набережной, Васильевском спуске и др.
«Весна» - это лёгкая комедия положений о путанице двух героинь, сыгранных одной актрисой. Молодая артистка оперетты Вера Шатрова впервые снимается в кино – ей предстоит сыграть роль Ирины Никитиной, крупного учёного. Благодаря удивительному внешнему сходству они постоянно оказываются в самых невероятных ситуациях. Роль Никитиной и Шатровой была уготована супруге режиссёра Любови Орловой. У её героини был прототип: доктор химических наук Зинаида Ершова. Актрисе хватило одной встречи, чтобы перенять её главные черты: замкнутость и строгость. И Никитина в фильме – суровая, серьёзная женщина, которой её подчинённые дали прозвище «сушёная акула». Любые нелепые ситуации, подстерегающие героинь – это лишь дополнительная возможность неуверенной в себе артистке и самоуверенной учёной раскрыться, взглянуть на свою собственную жизнь по-новому, встретить свою любовь.
Метаморфозы происходят и в жизни режиссёра Аркадия Николаевича Громова (артист Николай Черкасов), с которым у Никитиной завязывается роман. Он перестаёт смотреть на людей свысока и признаёт, что сценарий и образ учёной Никитиной поверхностны.
«Весна» была бы абсолютно монотонным фильмом, если бы не гениальная Фаина Раневская, сыгравшая Маргариту Львовну – экономку Никитиной. Взрывы смеха в зале вызывали её реплики и монологи. Красуясь перед зеркалом, она произносит строчку из стихотворения Семёна Надсона: «Красота – это страшная сила!» А, увидев перед собой Никитину и Шатрову, похожих друг на друга как две капли воды и решив, что сошла с ума, звонит: «Скорая помощь? Помощь скорая. Белая горячка. Горячка белая. Кто больной? Я больной. Маргарит Львович. Лев Маргаритович». Ростислав Плятт в роли её воздыхателя, прохиндея Бубенцова, просто сыплет перлами: «Где бы ни работать, только бы не работать!..», «Пифагоровы штаны на все стороны равны». Рина Зелёная – словоохотливая гримёрша, примеряя на Никитину варианты формы губ, произнесла ещё одну крылатую фразу: «Средняя пухлость. Сексапил №4».
«Весна» стала самым сложным с технической точки зрения советским фильмом своего времени. Зрители гадали, каким образом Никитина и Шатрова беседуют, передают друг другу предметы, а в финале фильма поют, стоя рядом? Создатели картины, долго думая над способом снять Орлову одновременно в двух ролях, приняли простое решение: одну и ту же сцену снимали на плёнку дважды.
77 лет прошло со времени выхода фильма на экраны страны, но до сих пор его с удовольствием пересматривают зрители разных поколений, которые оставляют такие отзывы:
- «Весна до краёв, до последних кадров. Ею наполнено всё, и всё ею дышит».
- «Это фильм-легенда, фильм-шедевр советского и мирового кинематографа. Здесь нет никакой советской пропаганды, чистый и красивый сюжет, весенняя сказка».
И каждому человеку была и всегда будет необходима своя весна, и поэтому: «Весна идёт! Весне дорогу!»
Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.
- 379 просмотров