ИМЕНИННИК ДНЯ. ДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН (1743(?) или 1744(?), или 1745(?) – 1792)

14.04.2024 | 504 просмотра(ов)

Факты биографии Фонвизина, именинника сегодняшнего дня,  очень скупы. Оказывается, мы даже не знаем точно, в каком году родился один  из самых смелых писателей XVIII века. Впрочем, это обычная история в допушкинские времена. Год рождения некоторых известных литераторов и общественных деятелей того времени также весьма условен. Например, нам не известен (!) точный возраст Суворова, Кутузова, Тредиаковского… Различные источники называют разные даты их рождения.

По поводу ДНЯ рождения Фонвизина споров, вроде бы, нет – 14 апреля по новому стилю. А вот ГОДОМ его появления на свет называют и 1743, и 1744, и 1745. Если мы выберем 1744, тогда получается, что сегодня, 14 апреля 2024 года, должно отмечать 280-летний юбилей основоположника «сатиры кусательной». Однако во многих (не во всех!) энциклопедиях и научных монографиях называется всё же 1745 год. Да и на могиле писателя на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры начертано, что Фонвизин родился в 1745-м. Что ж, поверим надгробному камню и перенесём празднование юбилея драматурга на следующий год…

Другой вопрос. Откуда у русского барина немецкая фамилия? Случай, конечно, в России далеко не редкий… Но всё же?!?

Денис Иванович Фонвизин родился в Москве в  знатной дворянской семье. Старинный род фон-Визиных произошел от обрусевшего ливонского рыцаря фон Виссена. Он попал в Москву в смутном XVI веке и стал служить Грозному царю. Не совсем, правда, по доброй воле – немецкого рыцаря  взяли в плен. Но он принял православие и прижился на Руси. Настолько прижился, что позже Пушкин назовёт его потомка Дениса Ивановича «самым русским из всех русских». Наставляя из Михайловской ссылки своего брата Льва Сергеевича, который готовил к изданию первую главу «Онегина», Александр Сергеевич писал: «Не забудь фон Визина писать Фонвизин, он – русский!»  

Кстати, в «Онегине» Пушкин удостоил драматурга весьма лестной поэтической характеристики: «Там в стары годы, сатиры смелый властелин, блистал Фонвизин – друг свободы…»

Уже в детские годы будущий писатель получил от своего отца первые уроки отвращения к низкопоклонству и взяточничеству. Фонвизин-старший, человек бескорыстный и прямой, «не терпел лжи, ненавидел лихоимства и, будучи на таких должностях, где люди обычно наживаются, никогда никаких подарков не принимал…» 

Многие черты характера отца позже нашли свое воплощение в образах положительных героев фонвизинских произведений (Стародум, Правдин…)  

В литературный круговорот Фонвизин включился  в тот момент, когда Екатерина Великая всячески «заигрывала» с французскими просветителями, дружила и переписывалась с Вольтером и Дидро, поощряла интерес российских литераторов к идеям европейского Просвещения.

Денис Фонвизин оказался в самой гуще общественной жизни. Острая наблюдательность, блестящие творческие способности и высокие нравственные принципы позволили ему стать одним из лучших писателей-сатириков своего времени. Он яростно обличал коррупцию, беззаконие в судах, расцветший махровым цветом фаворитизм, безнравственность вельмож …

Фонвизин истово верил, что на русское дворянство возложены высокие нравственные обязанности. Причина же всех общественных зол, по его мнению, кроется именно в том, что дворяне забыли свой долг перед обществом.

Так что Фонвизин – это гораздо больше и шире, чем его пресловутый  Митрофанушка с фразой «Не хочу учиться, а хочу жениться!»  

Однако говорить о Фонвизине, не упоминая «Недоросля», - невозможно!!!

Театральная публика, как известно, капризна и непредсказуема. Иногда бросает на сцену цветы, иногда – гнилые помидоры…

Так вот. В 1782 году на сцену Вольного театра Книпера к ногам актеров летели… не поверите – весомые кошельки с деньгами!!! Современные артисты частенько вспоминают этот исторический факт с грустью: «Эх! Такая хорошая традиция умерла …»   

В тот день в театре Книпера впервые была разыграна пьеса Фонвизина «Недоросль». Сам автор в этом спектакле сыграл роль жестокого помещика Тараса Скотинина. Очевидцы вспоминали, что на его саморазоблачительные реплики зал отвечал овациями, а в конце представления «публика аплодировала пьесу метанием кошельков». Успех был потрясающий!

Эта триумфальная премьера стала одной из первых великих театральных легенд России.  

 «Умри, Денис, - лучше не напишешь!» Считается, что эти слова после премьеры были сказаны Фонвизину Григорием Потёмкиным. Фраза, конечно, яркая! В разных вариантах она повторяется во многих монографиях. Не преминули процитировать её и мы.

Однако некоторые исследователи этот факт опровергают, утверждая, что Потёмкин не присутствовал на премьерном представлении, что его в это время и  в Петербурге-то не было. Да и к Фонвизину он относился, мягко скажем, не слишком благосклонно, чтобы дать такой восторженный отзыв…  

Были ли эти слова произнесены или это исторический анекдот – неизвестно, но они попали в точку: ни Фонвизин, ни другие русские драматурги ничего лучше «Недоросля» в XVIII веке не создали.  

Скажем несколько слов об одной не очень известной читателям акции Фонвизина, стоившей ему отлучения от литературы. 

Когда на страницах «Современника», который контролировала лично Екатерина Великая, Фонвизин опубликовал свои знаменитые «Вопросы, могущие возбудить в умных и честных людях особливое внимание», он тем самым бросил негласный вызов коронованной покровительнице журнала.

Императрице  пришлось принять вызов. По ее ответам на предложенные публично «Вопросы» было видно, что она прекрасно уловила их критическую направленность. Поначалу она отшучивалась, пытаясь снизить остроту вопросов: «Вот уже и господин Фонвизин хочет учить меня царствовать!»  Но ответы на каждый следующий нелицеприятный вопрос демонстрировали все более уязвленное самолюбие самодержицы и её растущее  раздражение.

И вот уже вопрос под номером 14 («Отчего в прежние времена шуты, шпыни и балагуры чинов не имели, а ныне имеют, и весьма большие?») вызывает гневную реакцию императрицы. Екатерина от прямого ответа ушла, но свою реплику снабдила откровенно угрожающим замечанием: «Не мешало бы некоторым писакам языки укоротить, а то врут много...»  

Отвечая на последний (20-ый) вопрос: «В чем состоит наш национальный характер?», Екатерина ни слова не сказала про патриотизм русских людей, про их мужество, честность, верность долгу. Она потребовала от русского человека исключительно лишь «образцового послушания». А послушания-то в Фонвизине она как раз и не видела.  

Императрица не простила писателю дерзости и лично наложила запрет на публикацию его сочинений, по сути, устранив сатирика из литературы. С тех пор произведения писателя в печати не появлялись, а ходили только в списках.  

Фонвизин скончался в тот момент, когда Екатерина, видя, что творится в Европе, напуганная развитием революционных событий во Франции, обрушила жестокие репрессии на собственных «якобинцев» – российских просветителей. От её былого либерализма не осталось и следа: посажен в крепость литератор и издатель Н.И. Новиков; скончался «в простудной горячке (а шёпотом передавали, что засечён до смерти)» драматург Я.Б.Княжнин; арестован и сослан в Сибирь писатель А.Н.Радищев…

Наблюдая царские расправы над своими единомышленниками, одинокий, тяжело больной, затравленный цензурой, душевно надломленный Фонвизин ушел из жизни в возрасте 47 лет. Ушёл из жизни, но – не из русской литературы и не из памяти соотечественников.

Прошло почти два с половиной века, а театр Фонвизина не умер. Комедия «Недоросль» не сходит с российских театральных подмостков. На знаменитом памятнике «Тысячелетие Руси» в Великом Новгороде фигура писателя присутствует рядом с другими великими русскими деятелями. Практически в каждом российском городе есть улица имени Фонвизина.

А это уже бессмертие!!!

И что особенно приятно: когда в школе начинают изучать творчество Фонвизина, все экземпляры «Недоросля» из фонда Центра чтения расходятся по рукам! Это, безусловно, вселяет надежду на то, что молодое поколение готово приобщаться к русской классике не только посредством кратких пересказов, услужливо предлагаемых издательствами; что в глубины сознания и подсознания современных школьников всё же вводится российский культурный код, и  закладывается некий культурный фундамент, общий для всей нашей страны. Ведь если такого фундамента не будет, то в душах людей  неизбежно образуется зияющая пустота…

На фото: верные друзья библиотеки, читатели с огромным стажем Валерий Подоплелов и Марс Ханафеев вспоминают остроумные, искромётные реплики Фонвизина и от души веселятся!!!

 

Материал подготовила главный библиотекарь Центра чтения Нагибнева И.Н.

 

Русский