Книжный вернисаж.
1 февраля 2018 года исполнилось 145 лет со дня рождения великого русского певца Ф.И.Шаляпина. Современники так оценивали его уникальный голос: в Москве есть три чуда – Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас Фёдор Шаляпин. Знаменитая балерина Г.Уланова писала: «Когда пел Шаляпин, слушателям казалось, что поёт сама Россия».
Литература о жизни и творчестве Ф.И.Шаляпина чрезвычайно обширна и многообразна. Сюда входят мемуары самого Шаляпина («Страницы из моей жизни», «Маска и душа») и многих его современников, биографические книги об артисте, критические, искусствоведческие монографии. В отделе литературы по искусству заинтересованному читателю могут быть предложены издания, в которых личность артиста, его домашнее и профессиональное окружение, творческая судьба представлены достаточно полно.
Одно из таких изданий предлагается вашему вниманию.
Дмитриевская Е., Дмитриевский В. Фёдор Шаляпин. Царь-бас Фёдор Иванович. – М.: Олимп, Смоленск:Русич, 1998. – 464с., ил. – («Человек-легенда»)
Жизнь Фёдора Ивановича Шаляпина была сродни «великой американской мечте». Будущий артист родился в Казани 1 февраля 1873г. в семье помощника волостного писаря уездной управы. Удивительно не то, что он станет певцом, а то, что появившись на свет, выживет, не сойдёт с ума, не потонет в пучине жестокой, бессмысленной жизни, какая окружала его в детстве и юности. Детские воспоминания Фёдора Шаляпина – это пёстрая смесь деревенских праздников, семейных раздоров, мальчишеских игр, жестоких уличных драк. Жили бедно. В 9 лет Фёдора отправили «учиться ремеслу», но ни скорняка, ни токаря, ни сапожника из него не вышло, - мальчонка просто сбегал от своих наставников и в результате был определён в Шестое начальное училище, по окончании которого стал работать писцом в ссудной кассе. Но всё было «не в коня корм» - его влёк театр. Так что, когда представилась возможность войти в хоровую группу Семёнова-Самарского, Шаляпин не раздумывал ни минуты. Его настоящими «университетами» стали бродячие театральные труппы, где вживую передавались сценический опыт и мастерство. Но следует отметить, что Шаляпин не переставал учиться всю свою жизнь. Савва Морозов, создатель Русской частной оперы, рассказывал, что молодой Шаляпин, не просто жадно вбирал новые сведения о жизни и искусстве, а прямо-таки «жрал» их. Певица Страхова-Эрманс вспоминала, как лекции учёного-историка Василия Ключевского он слушал «не только ушами, но как бы ловил их ртом, казалось, что Шаляпин тут же претворяет мысли Ключевского в художественную форму для сцены». Пожалуй, именно эта непрестанная готовность к восприятию нового и сделала Шаляпина не просто очередным оперным исполнителем, пусть и с замечательным голосом, но поистине великим артистом, внёсшим на оперную сцену традиции настоящего драматического искусства. Дебют Шаляпина как оперного певца состоялся на сцене городского театра в Уфе. Несмотря на печальный инцидент, произошедший в этом спектакле, когда молодой артист сел на сцене мимо стула, антрепренёр Семёнов-Самарский был растроган его пением и предложил ему спеть другие оперные партии. А в Мариинском театре СПб-га Шаляпин дебютировал 5 апреля 1895г. в партии Мефистофеля в опере Гуно «Фауст», ставшей впоследствии одной из коронных ролей шаляпинского репертуара. Забавную историю рассказывали об одной репетиции с актёром Мамонтом Дальским, когда Шаляпин готовился петь Мефистофеля: «А ты знаешь, кто такой Мефистофель? – спрашивал Дальский. – Ну как же…Чёрт! – Сам ты чёрт полосатый! Это Стихия». Шаляпин пел Мефистофеля по всему свету и с достоверностью можно сказать, что такого Мефистофеля история оперного искусства ещё не знала: столько неизъяснимого сарказма, столько сатанинского злорадства вкладывал русский артист в этот овеянный духом средневековья образ Служителя чёрной Мессы. 16 марта 1901г. Фёдор Шаляпин впервые выступает на сцене миланского театра «Ла Скала» в этой же роли. 10 лет в Италии не ставили оперу «Мефистофель», так как не находили достойного исполнителя. Такой бури, такого урагана рукоплесканий не знала Италия «с тех пор, как стоит Милан», - писали газеты. Теперь для Шаляпина стали открыты все театральные и эстрадные сцены мира, между антрепренёрами начинает разворачиваться борьба за заключение контрактов с ним на любых условиях. Но началась I Мировая война и гастрольные поездки прекратились. К свершившейся Октябрьской революции 17-го года он отнёсся поначалу с энтузиазмом, но когда его квартира подверглась неоднократным обыскам, а денежные счета певца в российских банках были аннулированы, появились сомнения по поводу «классовой преданности» знаменитого артиста, он начал задумываться о временном отъезде из страны. Прямых свидетельств того, что выезжая в 1922г. на очередные гастроли за границу, он с самого начала был намерен не возвращаться на Родину, нет. Но одно, косвенное, есть: перед отъездом он возьмёт горсть родной земли и увезёт её с собой. Покинув Россию, Шаляпин на родину так и не вернулся. Но за материальную независимость, творческую свободу, обретённые на чужбине, он заплатит страшной ценой – непреходящей, иссушающей тоской по Родине. Если почитать его письма к дочери Ирине, оставшейся в СССР, будет понятно, насколько трудно жить русскому человеку без России, а, осматривая экспонаты советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937г. у макета Большого театра Фёдор Шаляпин разрыдается как малый ребёнок.
Возвращение на родину произойдёт только в 1984г. Прах Фёдора Шаляпина будет перезахоронен на Новодевичьем кладбище. Ему вернут звание народного артиста, в его домах откроются музеи. Перечислить всё, чем сегодня живёт в памяти народной Ф.И.Шаляпин, невозможно. Но прав был А.М.Горький, написавший поистине пророческие слова: «В русском искусстве Шаляпин – эпоха, как Пушкин. …Это человечище, воплотивший в себе всё хорошее и талантливое нашего народа».
Итак, о жизненном и творческом пути великого артиста от первых шагов до вершин мировой славы читайте в книге Виталия и Екатерины Дмитриевских «Фёдор Шаляпин. Царь-бас Фёдор Иванович» (отдел литературы по искусству).
- 3212 просмотров