Сейчас уже никого не удивишь тем, что священники служат не только в храме, но и за его пределами. Наиболее известное место службы духовенства вне прихода – это армия.
Военный священник служит везде, где есть воины – в казарме, в окопе, на границе, на море. На войне неверующих нет. Есть человек со смертоносным оружием в руках, которое он должен применить ради спасения жизни других людей. Помочь ему выполнить свой воинский долг и спасти собственную душу в экстремальных условиях есть первая обязанность военного священника.
В первые века существования Древнерусского государства волны воинственных степных кочевников грозили стереть с лица земли русские города. В 1111 году был предпринят поход объединённого русского войска во главе с великим князем Владимиром Всеволодовичем, чтобы прекратить смертоносные набеги. По повелению Мономаха перед войском шли певчие и духовенство, они пели тропари Честному Кресту и канон Пресвятой Богородице. Это были первые военные священники Русской армии.
Перед Невской битвой князь Александр Ярославич молился Спасителю в соборе Святой Софии Новгородской. Святитель Спиридон благословил его и всю русскую дружину на брань и осенил князя образами Александра Воина и Георгия Победоносца. Выйдя из собора, князь Александр обратился к новгородцам: «Братия, нас немного, а враг силен, но Бог не в силе, а в правде!» На берегах Невы князь Александр разгромил непрошеных гостей и с тех пор стал называться Невским.
В 1380 году, чтобы противостоять войску Мамая, нужна была не только сила физическая, но и могучая сила духа. Для воодушевления русского воинства великий князь Дмитрий Иванович направился в Троицкую обитель к игумену Сергию. Отслужив Божественную литургию, старец окропил его и всё его воинство святой водой. Благословив великого князя крестом на бой за веру, землю Русскую и православный народ, он сказал: «Господь Бог да будет тебе помощником и заступником».
В 1552 году Иван Васильевич IV предпринял поход на Казань, наследницу Орды. Митрополит Макарий благословил выступившее во главе с царём войско. Этот военный поход во многом напоминал крестный ход. Впереди несли хоругви. Идущее воинство осеняли ратные стяги, увенчанные крестами. Перед штурмом в русских полках было велено всем воинам исповедаться и причаститься, сам царь провёл часть ночи со своим духовником. А утром велел не прекращать богослужения даже в разгар битвы: «Если до конца отслушаем службу, то и совершенную милость от Христа получим». На следующий день Казань была покорена.
Царь Алексей Михайлович впервые ввёл штатные должности полковых священников. Воинское духовенство стало составной частью армии России.
Император Пётр Алексеевич окончательно оформил и документально утвердил преобразование Российской армии. Полковые священники теперь находились в армии не только в военное, но и в мирное время. Они должны были наладить обычную церковную жизнь в необычных условиях воинской службы. Во флоте на должность корабельного священника назначался, как правило, монашествующий священнослужитель.
Основными задачами военного священства было совершение богослужений и поддержание нравственности личного состава. Интересно, что духовное воспитание и даже обучение нижних чинов молитве было обязанностью вовсе не духовенства, а офицеров.
Для военных священников был учреждён особый наперсный крест на георгиевской ленте, которым награждали исключительно за храбрость в бою. Первым этой награды удостоился священнослужитель гренадерского полка Трофим Куцинский. Во время штурма Измаила он высоко поднял крест с изображением Искупителя, воодушевил солдат и бросился с ними на турок.
В боях под Витебском в годы Отечественной войны 1812 года священник Василий Васильковский шёл впереди с высоко поднятым крестом, вселяя неустрашимость в сердца солдат. В этом сражении он был ранен, а затем контужен, но поля боя не покинул. В памятном сражении за Малоярославец отец Василий вновь повёл в атаку солдатские ряды. 5 октября 2014 года на центральной площади Малоярославца по инициативе Российского военно-исторического общества была установлена скульптурная композиция «Полковому священнику». Прообразом фигуры священника в этой композиции стал отец Василий Васильковский.
В конце XIX века заметно вырос образовательный уровень и престиж военных священников. Полковой, корабельный храм стал духовным центром для личного состава полка, корабля, а также хранителем памяти и воинской славы. Там находились полковое знамя и военные реликвии, памятные доски с именами погибших.
Задачами священника в военное время были совершение Божественной литургии и треб, напутствие солдат перед боем, влияние на паству личным примером, твёрдостью духа в сложнейших ситуациях, стойкостью в исполнении воинского долга, отпевание погибших.
С 1812 по 1904 год орденом Святого Георгия IV степени были награждены пять военных священников. А в годы Первой мировой войны это число увеличилось на 11 человек! Тогда же золотых наперсных крестов на георгиевской ленте удостоились ещё 227 представителей армейского духовенства. Но цена, заплаченная за эти подвиги, была большая: свыше 4000 военных священников погибли или были искалечены на фронтах Первой мировой.
Октябрьская революция вместе с прежней русской армией уничтожила и институт военного духовенства, в который к тому времени входили не только православные священники, но и другие христианские капелланы, а также муллы и раввины.
Только в начале 1990-х годов в российскую армию вновь вернулись священники. Военные священники наших дней мало чем отличаются от своих предшественников. Как и они, современное военное духовенство готово сопровождать своих подопечных где угодно. Восстанавливаются полковые церкви и появляются варианты мобильных полевых церквей. Военные уходят на боевые позиции с молитвой и благословением. Все желающие могут исповедаться и причаститься у военного священника.
По данной теме можно прочитать следующую литературу:
- Бог и победа: верующие в великих войнах за Россию / авт.-сост. Владимир Зоберн. – Москва : Эксмо, 2015. – 634 с.
- Луньков А. Православный священник на войне: классификация морального опыта / Александр Луньков. – Текст : электронный // Социологическое обозрение. – 2022. – Т. 21. № 2. – С. 66-81. – URL:https://cyberleninka.ru/article/n/pravoslavnyy-svyaschennik-na-voyne-klassifikatsiya-moralnogo-opyta/viewer (дата обращения: 11.03.2024).
- Христолюбивое воинство : Православная традиция русской армии. – Москва : Русский путь, 1997. – 494 с.
Материал подготовила на основе информации из открытых источников и фондов библиотеки заведующая отделом социально-экономической литературы С. П. Колчина
- 212 просмотров