Услуги для читателей

1) Перечень услуг ГБУК РМЭ «Национальная библиотека имени С. Г. Чавайна»

I. Перечень услуг, оказываемых на безвозмездной основе:

Потребители услуг: физические и юридические лица

1. Предоставление полной информации о составе библиотечных фондов через систему каталогов и картотек и другие формы библиотечного информирования:

  • организация справочно-библиографического аппарата:
    — каталоги, картотеки (карточные);
    — базы данных (библиографические, адресные, полнотекстовые);
  • информирование пользователей о новых поступлениях, составе фонда библиотеки (индивидуальное; коллективное; массовое):
    — дни информации;
    — дни специалиста;
    — обзоры;
    — индивидуальные абоненты;
    — коллективные абоненты;
    — оповещения;
    — адресное информирование пользователей с использованием электронной почты;
  • организация открытых просмотров литературы, тематических выставок в помещении библиотеки.

2. Предоставление информации о наличии в библиотеке конкретного документа, в том числе по телефону.

3. Предоставление пользователю во временное пользование в читальных залах и на абонементе книг, журналов, газет и других документов из фондов библиотеки.

4. Справочно-библиографическое обслуживание:

  • выполнение библиографических запросов (адресных, тематических, уточняющих, фактографических справок):
    — выполнение запросов пользователей в режиме «запрос-ответ»;
    — выполнение отложенных запросов пользователей;
    — выполнение справок по телефону;
    — консультационная помощь в поиске и выборе источников информации;
  • справочно-библиографическое обслуживание удаленных пользователей в режиме справки «Спроси библиотекаря» с использованием электронной почты.

5. Работа пользователя с правовыми базами данных (Гарант, КонсультантПлюс), электронными каталогами библиотеки.

6. Справочно-информационные услуги удаленным пользователям, предоставляемые в виртуальном режиме:

  • предоставление доступа к web-сайту библиотеки;
  • предоставление оперативной справочной информации на сайте библиотеки (еженедельное обновление);
  • обеспечение доступа к электронному каталогу библиотеки удаленным пользователям;
  • предоставление доступа к оцифрованным изданиям, хранящимся в фондах библиотеки (Марийская электронная библиотека);
  • виртуальная справочная служба «Спроси библиотекаря».

7. Проведение тематических вечеров, лекций, обзоров, презентаций новых книг.

8. Повышение информационной культуры пользователей:

  • обучающие экскурсии по библиотеке;
  • обучение пользователей навыкам пользования справочно-библиографическим аппаратом (каталогами, картотеками, базами данных, документальными источниками);
  • обучение пользователей навыкам пользования справочными правовыми системами;
  • обучение пользователей навыкам пользования подписными электронными ресурсами.

9. Организация работы клубов (по интересам), объединений (краеведческих, любительских и др.)

II. Перечень дополнительных (платных) услуг:

Потребители услуг: физические и юридические лица.

1. Услуги по осуществлению библиотечного, библиографического и информационного обслуживания пользователей библиотеки:

  • Справочно-библиографические и информационные услуги:
    — составление библиографических списков, указателей, обзоров;
    — выполнение сложных библиографических и фактографических справок;
    — тематические подборки документов по заявкам;
    — индивидуальное информирование читателей по заказам;
    — поиск информации в базах данных библиотеки;
    — информационное обслуживание организаций и частных лиц на договорной основе.
  • Услуги по предоставлению напрокат книг, аудио-, видеоносителей из фонда библиотеки:
    — дополнительный абонемент читальных залов и отраслевых отделов (ночной абонемент и абонемент выходного дня);
    — выдача документов, приобретенных на коммерческой основе;
    — предоставление спецвидов документов (ноты, клавиры, компакт-диски, видеокассеты и др.) (в читальном зале);
    — предоставление документов или их копий по межбиблиотечному абонементу из других библиотек;
    — электронная доставка документов (доставка сканированных копий изданий, их частей).

2. Услуги тиражирования (ксерокопирования) с печатной продукции из фондов библиотеки:

  • ксерокопирование документов;
  • компьютерный набор текстов;
  • сканирование и распознавание текстов документов (кроме документов, защищенных законодательством об интеллектуальной собственности);
  • распечатка на ч/б лазерном принтере текстов документов после обработки (набора, сканирования, распознавания);
  • компьютерный перевод тестов документов из библиотечных фондов;
  • изготовление титульных листов к учебным работам;
  • предоставление машинного времени для самостоятельной работы пользователя;
  • ламинирование документов, деловых бумаг.

3. Методические, консультационные и прочие услуги:

  • методическое консультирование;
  • библиографический урок;
  • редактирование научных, методических материалов;
  • просмотр (индивидуальный и групповой) видеофильмов;
  • проведение экскурсий по библиотеке;
  • выездные выставки-просмотры, тематические обзоры по заявкам предприятий и организаций;
  • проведение Дней специалиста, Дней информации, лекций, обзоров по заявкам предприятий и организаций;
  • предоставление помещений и лекционных залов для проведения презентаций, деловых встреч, семинаров с использованием современного оборудования;
  • размещение афиш, объявлений, рекламных щитов в фойе библиотеки.

4. Экономическая защита библиотечного фонда:

  • возмещение ущерба за утраченные или испорченные документы;
  • несвоевременный возврат документов, выданных на дом;
  • пользование литературой сверх срока, установленного Правилами пользования библиотекой;
  • несанкционированный (самовольный) вынос литературы и других материалов за пределы библиотеки.

2) Сведения о нормативных правовых актах, устанавливающих цены (тарифы) на услуги либо порядок их установления, если возможность взимания платы за услугу в рамках государственного задания установлена законодательными документами.

Нормативно-правовым документом ГБУК РМЭ «Национальная библиотека имени С. Г. Чавайна», регламентирующим порядок предоставления дополнительных (платных) услуг, является «Положение о дополнительных (платных) услугах, предоставляемых пользователям ГБУК РМЭ «Национальная библиотека имени С. Г. Чавайна».
Дополнительные (платные) услуги предоставляются заинтересованным физическим и юридическим лицам в соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Республики Марий Эл:

  • Гражданским кодексом РФ
  • Бюджетным кодексом РФ
  • Налоговым кодексом РФ
  • Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях
  • Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»
  • Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
  • Основами законодательства Российской Федерации о культуре
  • Федеральным законом от 29.12.1994 N 78-ФЗ «О библиотечном деле»
  • Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»
  • Законом РФ от 29.05.1992 N 2872-1 «О залоге»
  • Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
  • Законом Республики Марий Эл от 31.05.1994 N 85-III «О культуре»

а также:

  • Уставом ГБУК РМЭ «Национальная библиотека им. С. Г. Чавайна»
  • Правилами пользования ГБУК РМЭ «Национальная библиотека им. С. Г. Чавайна»

Цены на дополнительные (платные) услуги устанавливаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и формируются на основе калькулирования, исходя из себестоимости и необходимой прибыли с учетом конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств услуг.
Цены на предоставляемые дополнительные (платные) услуги и продукцию отражаются в «Прейскуранте на дополнительные услуги ГБУК РМЭ «Национальная библиотека им. С. Г. Чавайна», утверждаемом директором библиотеки.

Русский