ЮБИЛЯРЫ В МИРЕ НАУКИ. «Проблемы души» Карла Густава Юнга

30.07.2020 | 36 просмотра(ов)

Карл Густав Юнг - основатель аналитической психологии, швейцарский психолог и психиатр.

Юнг является одним из основателей психологии, которая изучает так называемые глубинные уровни психики личности. Их составляют влечения и другие мотивационные тенденции, среди которых главную роль играют бессознательные мотивы. В разработанной Юнгом «аналитической психологии» особенно большое место занимает введенное им понятие коллективного бессознательного. В ходе своей психотерапевтической практики Юнг обнаружил многие факты, свидетельствующие о том, что в снах и бредовых фантазиях его пациентов имеется определённое сходство с мифологическими сюжетами фольклора и даже с древнейшими космологическими идеями.

Юнг родился в Швейцарии, в семье протестанского священника, которая вскоре после рождения Карла переехала в сельскую местность в окрестностях Базеля. Здесь он ходил вместе с крестьянскими детьми в начальную школу. С 11 лет Карл Густав начал учиться в базельской гимназии. Это было трудное для него время, т.к. материальное положение семьи было нелёгким, а в гимназии учились дети местных патрициев.

Карл Густав был малообщительным, замкнутым подростком. К внешней среде приспосабливался с немалым трудом, предпочитая общению мир собственных мыслей и фантазий. В 12-летнем возрасте он «узнал, что такое невроз» - полгода не ходил в школу, пока усилием воли не заставил себя преодолевать припадки дурноты, возникавшие, как он полагал, в силу «бегства от действительности».

Вскоре после завершения учёбы в гимназии и поступления в университет умирает его отец, успев выхлопотать бесплатное место сыну на медицинском факультете. Тогда таких мест было мало, их предоставляли исключительно бедным, а бедность и стала реальностью после смерти отца. Юнгу приходится и подрабатывать в анатомическом театре, и напряжённо учиться. Уже то, что он закончил медицинский факультет за 5 лет, было редкостью по тем временам – обычно учились на пару лет дольше.

В последнем семестре нужно было сдавать психиатрию. Юнг готовился стать специалистом по внутренним болезням и патанатомии. Большой популярностью в медицинском мире психиатрия не пользовалась. Но взяв в руки учебник по психиатрии Крафт-Эбинга, Юнг прочитал, что психозы – «заболевания личности». «Моё сердце неожиданно резко забилось... Возбуждение было необычным, потому что мне, как во вспышке просветления, стала ясно, что для меня нет иной цели, кроме психиатрии...»,– писал он своём решении.

В декабре 1900 года он занимает место ассистента в Цюрихской клинике Бургхёльцли, руководимой видным психиатром Э.Блейлером. В 1902 году он защищает докторскую диссертацию, быстро идёт по иерархической лестнице и в 1905 году занимает место старшего врача – второе, после Блейлера. Он заведует амбулаторией, где занимается психотерапевтической практикой, руководит лабораторией, в которой разрабатывает психологические тесты.

В феврале 1907 года Юнг приезжает в Вену, беседует с Зигмундом Фрейдом тринадцать часов без передышки – с этого начинается активная деятельность Юнга в зарождающемся психоаналитическом движении. Но позднее они разойдутся во взглядах по целому ряду вопросов. После разрыва с Фрейдом Юнг оказывается в полном одиночестве: непонимание во врачебной среде, разрыв почти со всеми прежними друзьями и знакомыми. Этот период продлился до 1918 года.

В 20-е годы предпринимает экспедиции с целью изучения первобытной психики и традиционных религий (в 1924 – 1925 в Северную Америку, в 1925-1926 в Экваториальную Африку, в 1937 в Индию). Выходит в свет его работа «Психологические типы», в которой люди поделены на интровертов и экстравертов, а также впервые обоснована теория архетипов.

В 1930 Юнг получил титула почетного президента Психотерапевтического общества Германии и выпустил книгу «Проблемы души нашего времени». В 1932 совет Цюриха присудил ему премию по литературе с чеком на 8 000 000 франков. В 1933 стал одним из вдохновителей и активных участников Международного интеллектуального сообщества «Эранос». В том же году стал профессором психологии Федерального политехнического университета в Цюрихе.

В 40-е годы множество работ было посвящено анализу символических форм культуры («Символика духа»). Религию он рассматривал как изначальное спонтанное выражение коллективного бессознательного, запечатленное в порождаемых им символах и ритуалах («Психология и религия»). Увлекся алхимией, которую истолковывал как «протопсихологию» («Психология и алхимия». «Философское древо»).

В 1955 году, в честь 80-летия, был избран почетным гражданином Кюснахта. Это звание он ценил даже выше своего членства в Королевском медицинском обществе в Лондоне. В ноябре этого же года ушла из жизни его жена, что совершенно опустошило Юнга. Он с головой окунулся в работу, а записываемая при помощи помощника автобиография отнимала у него много времени.

В 1961 году Юнг закончил последний труд – первую часть коллективной работы «Человек и его символы» (опубликована в 1964 году под названием «К вопросу о подсознании»).

Скончался Юнг 6 июня 1961 года после произошедшего инфаркта.

 

«К.Г Юнг может помочь в поисках смысла. Как едва ли какой-нибудь другой практический мыслитель нашего времени, он дает множество указаний на более осмысленную жизнь: личную и политическую, общественную и религиозную, целостную»

Франц Альт.

 

В фонде Центра чтения имеются следующие книги :

 

  • Вер, Г. Карл Густав Юнг. – Челябинск: Урал LTD,1998.-210с.
  • Юнг, К. Проблемы души нашего времени. – СПб.: Питер, 2002. – 352с.: - (Серия «Психология-классика»)
  • Юнг, К.Г. Психология бессознательного. – М.: Канон+ОИ «Реабилитация», 1998.- 399с.- (Классики зарубежной психологии).
  • Юнг, К.Г. Психологические типы. – М.: Университетская книга, 1998. – 715с.- (Классики зарубежной психологии).
  • Юнг, К.Г. Аналитическая психология: прошлое и настоящее. – М.: Мартис, 1995. – 399с.- (Классики зарубежной психологии).

 

Материал подготовила Ю.В.Кулалаева, главный библиотекарь Центра чтения.

Русский